Дмитрий Казённов
«Практика – критерий истины»

Десять лет назад в Москве открылась школа практических медицинских навыков MSS (Medical Skill School). Её основные цели - совершенствование знаний и умений врачей под руководством опытных специалистов, выработка строгой дисциплины и систематического мышления при освоении навыков, укрепление психологической устойчивости обучающихся в стрессовой ситуации.
Преподаватели MSS убеждены: главное – учитывать индивидуальные особенности каждого врача. Невозможно применять одинаковые программы для повышения квалификации узиста, гинеколога, уролога, проктолога или сосудистого хирурга. Возникает масса нюансов: например, у хирургов различных специальностей при работе задействованы разные группы мышц. А ещё имеет значение место, где расположен операционный стол, как хирург стоит, как оперирует и т.д. Для разработки мышц в MSS существуют специальные комплексы физических упражнений, которые создавались с помощью профессиональных спортсменов.
Обучающихся преподаватели школы медицинских навыков называют «курсантами». Для каждого из них, в зависимости от профессионального опыта, учебная программа тщательно расписана. Основной упор делается именно на практическую подготовку: курсанты не просто стоят за спиной преподавателя, наблюдая за его работой, но обязательно осуществляют все манипуляции самостоятельно. К слову, «классические» лекции в MSS занимают лишь около 10% времени курсантов: главное - практика.
Врачи должны быть готовы ко всему, поэтому «изюминка» школы – создание стрессовых ситуаций для обучающихся. Что только не устраивают преподаватели бедным курсантам. Например – технические проблемы: идёт стандартная операция, но внезапно ломается сшивающий аппарат или другое оборудование. Как быть? Ответы курсанты получают на специальных мастер-классах, где разбираются возможные проблемы и принимаются оптимальные решения.
Другая группа стрессовых ситуаций – «что-то пошло не так»: хирург повреждает кровеносный сосуд либо происходит сочетанная травма. И, наконец, третья группа, ставшая особенно актуальной в последние месяцы – стрессовые ситуации, возникающие во время боевых действий, когда приходится оперировать раненых бойцов под обстрелами. Этой теме посвящён один из специальных мастер-классов.

Мы - команда!

По словам преподавателей MSS, сначала курсанты тренируются на силиконовых моделях, а затем - на органокомплексах животных и кадаверном материале. При этом их учат не только оперировать, но и ассистировать. Как показывает практика, многие, к сожалению, не умеют работать в команде, выполнять при необходимости обязанности не только хирурга, но и ассистента, анестезиолога, операционной медсестры. Есть специальный мастер-класс, на котором курсант, образно говоря, исполняет разные роли во время операции, ощущает себя на месте коллеги.
Многие хирурги слишком часто говорят «я», забывая о слове «мы». Поэтому преподаватели учат курсантов не только различным видам манипуляций, но и умению ощущать себя частью команды. Одно из практических заданий направлено именно на формирование коллективной ответственности и слаженной работы. Десять обучающихся выстраиваются перед длинным столом. Перед ними лежит своеобразный «трубопровод»: длинный сосуд, имитирующий аорту, к которому подключён искусственный источник кровообращения. Каждый курсант должен найти и ушить дефект на своём участке «трубопровода», если не справится хотя бы один из них – кровообращение не запустится. Очень интересно наблюдать за поведением хирургов, признаются преподаватели. Поначалу они после выполнения поставленной лично перед ними задачи расслабляются и просто наблюдают за манипуляциями своих менее расторопных коллег. Мол, я свою работу выполнил, могу спокойно передохнуть. Но уже через пару занятий курсанты начинают группироваться, сначала по 2-3 человека, а затем - начинают работать все вместе, приходя на помощь товарищам. Включается «коллективный разум» и начинают строиться совсем другие отношения внутри группы. Очень важно для врача не принимать решения в одиночку, когда речь идёт о жизни пациента, особенно если речь идёт о кровотечениях и ранениях. Взаимопомощь здесь просто необходима.

Тяжело в учении – легко в операционной

- Экстремальный вариант обучения заключается в том, что у нас есть возможность имитировать кровообращение в органе, - рассказывает руководитель школы медицинских навыков MSS, главный научный сотрудник отдела хирургии МНОЦ МГУ им. М.В. Ломоносова Р.В. Ищенко. - Вместо того чтобы оперировать животных (я животных очень люблю) мы берём с бойни органы свиней, коров и баранов, консервируем их. С помощью специальных помп имитируется кровоток, роль крови исполняет подкрашенный раствор, подтекающий из «повреждённого сосуда». Поэтому операция для обучающегося у нас проходит максимально напряжённо: время у него ограничено, как и ограничено количество раствора. Не справится – значит, потерял пациента, всё нужно начинать заново. Есть у нас и специальные тренажёры для вязки узлов, формирования швов. Зачастую обучающиеся хирурги недоумевают: зачем мне это, я вяжу уже 10-15 лет. Но наша задача заключается в том, чтобы утомить их руки, нагрузить профессиональные группы мышц и лишь после этого дать возможность тренироваться и оперировать. Когда ты бодр и свеж – всё проходит легко и просто, но экстремальная нагрузка – когда после нескольких часов работы доктор утомлён, но должен продолжать операцию. С этой целью мы используем, например, специальные утяжелители весом 1,5 кг, которые крепим врачу на запястья (девушкам вручаем «браслеты» по 250 или 500 гр.). Попробуй помаши полдня руками с такими «подарками», да ещё во время сложной операции. Для спины есть специальные планки, для ладони – кистевые эспандеры, которые можно не только сжимать, но и разжимать (моторика рук особенно важна для хирурга). Есть ещё «инструменты» для разработки предплечий. Вот такой своеобразный тренажёрный зал, где занятия ведут не только врачи, но и известные спортсмены.
Преподаватели MSS готовят своим курсантам немало сюрпризов. Органокомплексы вкладываются в манекен, и доктор начинает оперировать внутри его пластмассовой «коробки». Работать приходится в узком пространстве, испытывая немалые неудобства. И вдруг внезапно отключается электричество. Операция прервана, необходимо срочно решить проблему. А часики тикают, пластмассовый «пациент» теряет «кровь»… Иной раз во время операции может подойти преподаватель, повысить голос: что ты творишь, у тебя так пациент богу душу отдаст. В общем - «доктор, мы его теряем!». Или в самый ответственный момент заберёт у хирурга помощника, крутись один как хочешь. Бывает, во время операции сверху начинает капать вода: вводная - на улице сильный дождь, а крыша, как назло, прохудилась.
Словом, во время учебной операции может произойти масса самых разнообразных и непредсказуемых для курсантов неприятностей – около 20 провоцируемых преподавателями MSS стрессовых ситуаций. Любопытно, что для каждого курсанта они по возможности подбираются индивидуально. Например, при знакомстве обучающегося как бы случайно спрашивают: какую музыку вы любите? А какую терпеть не можете? Допустим, человека бесит тяжёлый рок. Будьте уверены, что во время проводимой им операции в учебном классе врубят «металл» на полную катушку. А того, кто чурается музыкальной классики, станут «истязать» Бахом или Бетховеном. Нужно иметь поистине железные нервы, чтобы в таких условиях сохранять хладнокровие и в сердцах не пустить кровь из «сердца» пластмассового «пациента». Курсантам приходится нелегко, но что поделать: как говаривал А.В. Суворов, «тяжело в учении – легко в бою». В нашем случае – во время сложной операции, от которой зависит жизнь пациента.
- Убеждён, что методики стрессовых ситуаций в хирургии необходимы, - утверждает Р.В. Ищенко. - Проблема заключается в том, что многие врачи, отработав 5-10 лет, полагают, что они уже всё знают и учиться им больше нечему. Но со временем любые знания и навыки устаревают, поэтому необходимо постоянно совершенствоваться. Преподаватели MSS и я сам часто ездим на стажировки, не считая зазорным расширять свой кругозор, обретая новые профессиональные знания. Но, к сожалению, наша система не располагает врачей к учёбе: разве что к формальному получению бумаги о прохождении обучения. А почему так происходит – тема для отдельного большого разговора.