Дмитрий Казённов
Мы продолжаем начатую в прошлом номере нашей газеты беседу с одним из первых преподавателей маркетинга в отечественной медицине, профессором, доктором химических наук О.А. Васнецовой, проработавшей 40 лет в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова (Сеченовском университете). Помимо науки и преподавания, Ольга Алексеевна занимается сохранением наследия своих знаменитых предков - известных художников Виктора, Аполлинария и Андрея Васнецовых.
«Студентам необходимо передавать не только знания и умения, но и интуитивный опыт врача»
- Часто приходится слышать, что в последние десятилетия качество медицинского образования неуклонно ухудшается, авторы многих публикаций прямо говорят о его кризисе. Вы разделяете это мнение?
- Нет, не разделяю. Всё зависит от людей. Я знаю многих прекрасных преподавателей и талантливых студентов в нашем университете. Важно, чтобы в процессе обучения они нашли друг друга и были соответствующие условия для творческого общения. Тогда возможно формирование хорошего молодого специалиста. Последние годы я преподавала на фармфаке в группе «Медицина будущего». Какие там ребята! Да и условия преподавания комфортные: в группе было лишь 8–10 человек, с каждым из них я могла работать индивидуально. И результаты прекрасные.
Например, в 2014-2015 гг. у меня занимался Сережа Иванов. Представьте, на 3-4 курсах под моим руководством он выполнил исследовательскую работу «Оценка конкурентоспособности лекарственных препаратов группы блокаторов рецепторов ангиотензина II», результаты которой докладывал на российской и международной конференциях, они же опубликованы в рецензируемых изданиях. В 2015 г. он стал лауреатом стипендии Президента РФ для обучающихся за рубежом, по которой в 2016-м успешно прошел стажировку в Университете Парижа VII им. Д. Дидро. Не удивительно, что после окончания Сеченовского университета продолжил научную работу в стенах ФГБНУ «НИИ фармакологии им. В.В. Закусова», где в 2019 г. закончил очную аспирантуру. В январе 2020-го защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата биологических наук по теме «Морфофункциональная оценка антидиабетической активности оригинальных цитопротекторных препаратов». Сегодня он автор уже 15 публикаций.
А у нас на лечфаке, например, учится около 3000 студентов. В группе, как правило, 20 человек - таковы нормы нагрузки на преподавателя сегодня (в 90-х гг. было по 8-10). При таких условиях качественное образование такому количеству студентов дать очень трудно. Видимо, в Министерстве высшего образования не представляют специфику обучения в медицинских университетах. Я же, закончившая технический вуз, прекрасно её представляю. Мы на Совете старейшин не раз обсуждали эту проблему, но найти оптимальное решение пока, увы, не смогли. Но мой опыт подсказывает: если студент по-настоящему захочет – он хорошее образование получит, найдёт «своего» преподавателя и станет квалифицированным специалистом.
Действительно, зачастую приходится слышать, мол, студенты в наше время стали хуже. Нет, в процентном соотношении количество «хороших» и «плохих» студентов не изменилось. А вот проявления плохого стали другими: ухудшилось воспитание, изменились взаимоотношения между преподавателями и студентами и взгляды студентов на преподавателя. Во времена моей студенческой юности мы смотрели на профессоров, как на небожителей, уважали их безмерно. А сегодня…
И о врачах ведь говорят точно так же: какие в наше время были специалисты, а теперь… Но и сегодня, и раньше, и во все времена были «хорошие» и «плохие» врачи. Просто «пена» всегда на поверхности, особенно сейчас, с нашим информационным пространством. К сожалению, ныне любят скандальную хронику, а о многих талантливых, замечательных людях мало кто знает. Сколько, например, врачей, медицинских сестёр и др. работников здравоохранения заразились, спасая жизни пациентов в ковидных госпиталях, многие погибли. Все они прекрасно сознавали опасность, но не могли оставить больных без помощи. И пока среди нас есть такие самоотверженные люди, отечественное здравоохранение, несмотря на все его минусы, продолжит оставаться одним из ведущих в мире.
- Назовите основные проблемы в сфере медицинского образования.
- Проблема, на мой взгляд, одна – групповое обезличенное образование и большой отток выпускников в другие сферы деятельности. Да, нам нужно много врачей, медицинских сестер и провизоров.
За рубежом проблему с врачами решили давно, благодаря высшему сестринскому образованию. Я изучала подобный опыт в клиниках многих стран и знаю, что именно специалисты с высшим сестринским образованием обычно находятся в отделениях у больных, обращаясь к врачам, принимающих в поликлинике, при больнице, лишь при отклонениях от нормального течения болезни и в экстренных случаях. Наши же врачи очень консервативны, приняли выпускников ВСО сначала «в штыки». В первые годы существования факультета буквально по пальцам можно пересчитать руководителей клиник, которые поняли необходимость и важность их работы. Постепенно положение менялось, но с переходом на обучение по программе бакалавриата снизился уровень подготовки, а в магистратуру мало кто идет. Но будем надеяться на лучшее.
Медицина должна быть отчасти консервативной, но мир стремительно меняется, появляются новые технологии и методики диагностики и лечения. Поэтому необходимо менять подход к медицинскому образованию, воспитывать не только врачей общей практики, но и «штучных» специалистов, которые впоследствии могли бы на высоком научном уровне изучать основные проблемы, возникающие в системе здравоохранения и решать их. А затем передавать опыт будущим врачам.
- И как эту проблему решить?
- Я бы сократила количество студентов в группе одного преподавателя в медицинских вузах. Нельзя в мединституте делать группы по 20 человек, поскольку студентам необходимо передавать не только знания и умения, но и интуитивный опыт врача, его «шестое» чувство. Раньше многие врачи едва ли ни с первого взгляда определяли болезнь пациента, сегодня таких профессионалов встретишь нечасто. Обычно без результатов анализов с тобой и разговаривать не станут, смотрят не на пациентов, а на анализы. Поэтому, как мне кажется, создание индивидуальных групп студентов, ориентированных на разные уровни медицинского образования, решило бы многие проблемы. Одни студенты предпочтут стандартное обучение, ориентированное, так сказать, на массовое оказание обычных медицинских услуг, а другие – захотят получить более глубокие знания, позволяющие найти к каждому больному индивидуальный подход.
Таково моё мнение, хотя, возможно, я выступаю здесь с точки зрения потребителя медицинских услуг, не будучи врачом по образованию. Но в то же время - и как человек, имеющий немалый опыт в науке и в преподавании.
У нас в университете эту проблему начали решать давно, сначала путем создания в 1998 г. факультета подготовки научно-педагогических кадров, деканом которого был академик С.П. Грачев. Но факультет закрыли в 2008 г. К сожалению, на фармацевтическом факультете он просуществовал еще меньше. Затем в 2013 г. создали структуру, которая сегодня именуется Международная школа «Медицина будущего», где сейчас обучают по специальностям «Лечебное дело, направленность «врач-исследователь»; «Лечебное дело, направленность «персонализированная медицина»; «Медицинская биохимия»; «Медицинская биофизика». Осуществляется и подготовка по программам бакалавриата: «Механика и математическое моделирование», «Материаловедение и технология материалов», «Информационные системы и технологии», «Наноматериалы», «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере». А раньше с 2013 по 2017 гг. обучались и студенты фармацевтического факультета, заниматься с которыми было очень интересно. И главное - были прекрасные результаты. Таких звездочек, как Сережа Иванов, много. Я недавно разговаривала с некоторыми, и они меня обрадовали: защита кандидатских состоится в июне и июле. А это выпускники 2017 и 2018 гг.
- Насколько остра проблема профессионального выгорания как среди преподавателей медицинских вузов, так и среди студентов?
- Проблема стоит довольно остро и, похоже, никто не знает, как её можно решить. Я сама стала жертвой профессионального выгорания, в 2013 г. у меня начались сильные панические атаки. Лишь благодаря нашему профессору неврологу Ольге Николаевне удалось преодолеть эту напасть. А до этого ни я сама, ни вообще никто ничего не мог понять: лечили меня в кардиологической клинике, Волынской больнице управления делами президента, пичкали гипотензивными средствами. А проблема оказалась в нервной системе. Немудрено, нагрузка очень большая: ведь управление кафедрой в современных условиях требует огромных эмоциональных затрат, а еще надо преподавать на современном мировом уровне и предвидеть будущее развитие преподаваемой дисциплины. Преподаватель, независимо от стажа работы и ученого звания должен тщательно готовиться к лекциям и занятиям, просматривать все работы студентов не один раз. Работа за компьютером теперь занимает большую часть времени преподавателя, особенно в период пандемии – этой мировой напасти.
Серьёзные перегрузки испытывают и студенты. В нашем университете это отработки пропущенных занятий (в том числе и по уважительным причинам – болезнь и т.п.), большой объём материала, который необходимо усвоить, переезды по Москве, поскольку университет расположен от Измайлова до Тропарева. Студентам, живущим в Подмосковье, еще приходится выезжать на учёбу ранним утром, а возвращаться домой лишь к полуночи. График очень напряжённый, многие не успевают толком поесть, поэтому гастрит у них – не редкость. Проблемы накапливаются и в итоге приводят к «выгоранию».
«Не нужно нам столько кандидатов и докторов наук»
- Многие специалисты сетуют на крайне низкий уровень научной и практической значимости большинства отечественных медицинских диссертаций. Вы согласны с этим?
- Медицинских диссертаций я читала мало, но в области фармации – достаточно. Мне о их качестве трудно судить – у меня более академическая школа, которая всегда предъявляла очень высокие требования к диссертантам. У провизоров работы проще и требования к ним, на мой взгляд, мягче. Много однотипных работ.
К сожалению, сегодня доминирует мнение, что от количества диссертаций зависит уровень развития науки, однако в погоне за количеством зачастую теряется качество. Я, например, ещё со времён написания дипломной работы, не говоря о диссертациях, приучена работать самостоятельно - прочесть всю литературу по своей теме, обобщить опыт предшественников и только потом приступать к работе при этом тщательно относиться к любому эксперименту, перепроверять полученные результаты по несколько раз, применяя новейшие методы и технологии. Разработанные мной полимерные материалы при выполнении кандидатской диссертации до сих пор применяются в военной авиации, что позволяет мне с гордостью говорить: «Мои материалы на Ил-76 до сих пор летают над Красной площадью на военных парадах. А прошло без малого 50 лет с момента их создания. Поэтому если ко мне обращаются за помощью в работе над диссертацией просто для того, чтобы иметь диплом кандидата или доктора наук, я отвечаю: «Извините, вы не по адресу». Мне важно знать, что будущего соискателя интересует сам процесс работы исследователя и ее результат для людей, а не лично для его карьеры. А диссертации, поставленные «на поток», по определению не могут быть высокого качества. На мой взгляд, это обычная работа для человека с высшим образованием. Диссертация же требует высочайшего профессионализма и самостоятельности, а также полной отдачи от исследователя.
Поэтому мой ответ таков - чтобы поднять уровень диссертационных работ необходимо повысить требования к соискателям не только по количеству опубликованных работ, но и повысить требования к культуре научной работы, эксперимента, грамотной обработке результатов. Главное – умение самостоятельно мыслить и не бояться идти непроторенными путями. Настоящий ученый при решении научной проблемы, на мой взгляд, испытывает те же эмоции, что и музыкант, композитор, художник.
«Вот оно, роскошное второе издание «Васнецовщины»»
- Вы принадлежите к славному роду: ваш прадед Аркадий Михайлович – родной брат художников Виктора и Аполлинария Васнецовых. Два года назад вы издали прекрасную книгу, посвящённую своим знаменитым и совсем не знаменитым, но прекрасным по сути своей предкам. Как она создавалась и откуда столь яркое название – «Васнецовщина»?
- Слово «Васнецовщина» придумала не я, а Виктор Михайдович Васнецов: так он шутливо назвал в одном из писем фотографию своей большой семьи. Это фото было сделано в 1914 г. вятским фотографом С.А. Лобовиковым. К слову, жена Виктора Михайловича, Александра Владимировна, по образованию врач - выпускница женских врачебных курсов Медико-хирургической академии Санкт-Петербурга. Поэтому в наши дни в Кировском государственном медицинском университете лучшим выпускницам вручают медаль имени А.В. Васнецовой.
- А избрал ли кто-нибудь ещё из Васнецовых профессию врача?
- Да, сейчас воспитывается будущий врач – Дмитрий Васнецов, он учится на 4-м курсе 2-го медицинского института. Работает в красной зоне в Коммунарке. Но среднее медицинское образование получили в годы Первой мировой войны многие девушки из рода Васнецовых и были хорошими медицинскими сестрами.
Возвращаясь к вопросу о нашей семье и книге… Я выросла в московском доме В.М. Васнецова до того, как он стал музеем (кстати, первым его директором был мой дедушка). Многие мои родственники - художники, я тоже в своё время пыталась рисовать, но убедилась: это всё-таки не моё, хотя я очень люблю живопись.
Когда в нашем доме открылся музей, там стали проводить концерты, творческие вечера, мы с моей двоюродной бабушкой Людмилой Аркадьевной часто их посещали. Встречали художника П.Д. Корина, слушали арфистку К.А. Эрдели. Иногда пела и сама Людмила Аркадьевна те произведения, под которые любил писать картины Виктор Михайлович. В то время она училась в Московской консерватории и жила у него в доме. До сих пор с удовольствием вспоминаю этих удивительных, талантливых людей.
В 1981 г. внук В.М. Васнецова, его полный тёзка, пригласил меня поехать в наше бывшее «родовое гнездо» - село Рябово Кировской области. Там провели свои детские годы братья Васнецовы (а их было шестеро), но самые знаменитые, конечно, ставшие художниками - Виктор и Аполлинарий. Мне очень понравилось Рябово, я ездила туда на Васнецовские чтения, купила там рядом с домом предков избу. В 1991 г. был зарегистрирован Фонд Васнецовых, я стала его председателем.
Примерно в это время мы с Виктором Михайловичем Васнецовым-младшим занялись историей нашего рода: составляли генеалогическое древо, работали в архивах. Мне посчастливилось получить письма Михаила Викторовича Васнецова. Прочитала и поняла - их необходимо издать. Это уникальный материал, рассказ о повседневной жизни семьи художника В.М. Васнецова, написанный его сыном. Причём, адресовал свои письма Михаил не постороннему человеку, а брату и, стало быть, ничего не приукрашивал, всё описывал, как есть.
Первое издание «Васнецовщины» появилось в Кировской области, благодаря Н.Ю. Белых, бывшему губернатору. Сейчас он отбывает срок, говорить о нём не принято, но если бы не его помощь, то и книги бы не было. Он с большим почтением относился к творчеству В.М. Васнецова.
А потом мне вновь повезло: на одном мероприятии довелось познакомиться с руководителями издательства «РИП-холдинг». Они узнали о книге и предложили издать её в Москве. С удовольствием, отвечаю, только у меня денег на это нет. Нашли тогда издатели некоего спонсора, я работала над второй редакцией «Васнецовщины» два года. И вот, в марте 2019 г., сидим мы с издателями у меня дома, пьём чай. Я спрашиваю: «Ну что, к маю издать успеем?» (15 мая - день рождения В.М. Васнецова, в этот день мы всегда по традиции собираемся в его доме). А они в ответ: «Увы, нет денег на печать, спонсор нас обманул». «А сколько это стоит?». «800 тыс. рублей за 1 тыс. экземпляров». «Если деньги достану - издадите?». «Да». Пришлось звонить своему другу (мы с ним ещё со школы дружим), занимать у него. В итоге – вот оно, роскошное второе издание «Васнецовщины». И я очень рада тому, что читатели этой книги смогут узнать много нового о жизни нашей замечательной семьи.
«Студентам необходимо передавать не только знания и умения, но и интуитивный опыт врача»
- Часто приходится слышать, что в последние десятилетия качество медицинского образования неуклонно ухудшается, авторы многих публикаций прямо говорят о его кризисе. Вы разделяете это мнение?
- Нет, не разделяю. Всё зависит от людей. Я знаю многих прекрасных преподавателей и талантливых студентов в нашем университете. Важно, чтобы в процессе обучения они нашли друг друга и были соответствующие условия для творческого общения. Тогда возможно формирование хорошего молодого специалиста. Последние годы я преподавала на фармфаке в группе «Медицина будущего». Какие там ребята! Да и условия преподавания комфортные: в группе было лишь 8–10 человек, с каждым из них я могла работать индивидуально. И результаты прекрасные.
Например, в 2014-2015 гг. у меня занимался Сережа Иванов. Представьте, на 3-4 курсах под моим руководством он выполнил исследовательскую работу «Оценка конкурентоспособности лекарственных препаратов группы блокаторов рецепторов ангиотензина II», результаты которой докладывал на российской и международной конференциях, они же опубликованы в рецензируемых изданиях. В 2015 г. он стал лауреатом стипендии Президента РФ для обучающихся за рубежом, по которой в 2016-м успешно прошел стажировку в Университете Парижа VII им. Д. Дидро. Не удивительно, что после окончания Сеченовского университета продолжил научную работу в стенах ФГБНУ «НИИ фармакологии им. В.В. Закусова», где в 2019 г. закончил очную аспирантуру. В январе 2020-го защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата биологических наук по теме «Морфофункциональная оценка антидиабетической активности оригинальных цитопротекторных препаратов». Сегодня он автор уже 15 публикаций.
А у нас на лечфаке, например, учится около 3000 студентов. В группе, как правило, 20 человек - таковы нормы нагрузки на преподавателя сегодня (в 90-х гг. было по 8-10). При таких условиях качественное образование такому количеству студентов дать очень трудно. Видимо, в Министерстве высшего образования не представляют специфику обучения в медицинских университетах. Я же, закончившая технический вуз, прекрасно её представляю. Мы на Совете старейшин не раз обсуждали эту проблему, но найти оптимальное решение пока, увы, не смогли. Но мой опыт подсказывает: если студент по-настоящему захочет – он хорошее образование получит, найдёт «своего» преподавателя и станет квалифицированным специалистом.
Действительно, зачастую приходится слышать, мол, студенты в наше время стали хуже. Нет, в процентном соотношении количество «хороших» и «плохих» студентов не изменилось. А вот проявления плохого стали другими: ухудшилось воспитание, изменились взаимоотношения между преподавателями и студентами и взгляды студентов на преподавателя. Во времена моей студенческой юности мы смотрели на профессоров, как на небожителей, уважали их безмерно. А сегодня…
И о врачах ведь говорят точно так же: какие в наше время были специалисты, а теперь… Но и сегодня, и раньше, и во все времена были «хорошие» и «плохие» врачи. Просто «пена» всегда на поверхности, особенно сейчас, с нашим информационным пространством. К сожалению, ныне любят скандальную хронику, а о многих талантливых, замечательных людях мало кто знает. Сколько, например, врачей, медицинских сестёр и др. работников здравоохранения заразились, спасая жизни пациентов в ковидных госпиталях, многие погибли. Все они прекрасно сознавали опасность, но не могли оставить больных без помощи. И пока среди нас есть такие самоотверженные люди, отечественное здравоохранение, несмотря на все его минусы, продолжит оставаться одним из ведущих в мире.
- Назовите основные проблемы в сфере медицинского образования.
- Проблема, на мой взгляд, одна – групповое обезличенное образование и большой отток выпускников в другие сферы деятельности. Да, нам нужно много врачей, медицинских сестер и провизоров.
За рубежом проблему с врачами решили давно, благодаря высшему сестринскому образованию. Я изучала подобный опыт в клиниках многих стран и знаю, что именно специалисты с высшим сестринским образованием обычно находятся в отделениях у больных, обращаясь к врачам, принимающих в поликлинике, при больнице, лишь при отклонениях от нормального течения болезни и в экстренных случаях. Наши же врачи очень консервативны, приняли выпускников ВСО сначала «в штыки». В первые годы существования факультета буквально по пальцам можно пересчитать руководителей клиник, которые поняли необходимость и важность их работы. Постепенно положение менялось, но с переходом на обучение по программе бакалавриата снизился уровень подготовки, а в магистратуру мало кто идет. Но будем надеяться на лучшее.
Медицина должна быть отчасти консервативной, но мир стремительно меняется, появляются новые технологии и методики диагностики и лечения. Поэтому необходимо менять подход к медицинскому образованию, воспитывать не только врачей общей практики, но и «штучных» специалистов, которые впоследствии могли бы на высоком научном уровне изучать основные проблемы, возникающие в системе здравоохранения и решать их. А затем передавать опыт будущим врачам.
- И как эту проблему решить?
- Я бы сократила количество студентов в группе одного преподавателя в медицинских вузах. Нельзя в мединституте делать группы по 20 человек, поскольку студентам необходимо передавать не только знания и умения, но и интуитивный опыт врача, его «шестое» чувство. Раньше многие врачи едва ли ни с первого взгляда определяли болезнь пациента, сегодня таких профессионалов встретишь нечасто. Обычно без результатов анализов с тобой и разговаривать не станут, смотрят не на пациентов, а на анализы. Поэтому, как мне кажется, создание индивидуальных групп студентов, ориентированных на разные уровни медицинского образования, решило бы многие проблемы. Одни студенты предпочтут стандартное обучение, ориентированное, так сказать, на массовое оказание обычных медицинских услуг, а другие – захотят получить более глубокие знания, позволяющие найти к каждому больному индивидуальный подход.
Таково моё мнение, хотя, возможно, я выступаю здесь с точки зрения потребителя медицинских услуг, не будучи врачом по образованию. Но в то же время - и как человек, имеющий немалый опыт в науке и в преподавании.
У нас в университете эту проблему начали решать давно, сначала путем создания в 1998 г. факультета подготовки научно-педагогических кадров, деканом которого был академик С.П. Грачев. Но факультет закрыли в 2008 г. К сожалению, на фармацевтическом факультете он просуществовал еще меньше. Затем в 2013 г. создали структуру, которая сегодня именуется Международная школа «Медицина будущего», где сейчас обучают по специальностям «Лечебное дело, направленность «врач-исследователь»; «Лечебное дело, направленность «персонализированная медицина»; «Медицинская биохимия»; «Медицинская биофизика». Осуществляется и подготовка по программам бакалавриата: «Механика и математическое моделирование», «Материаловедение и технология материалов», «Информационные системы и технологии», «Наноматериалы», «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере». А раньше с 2013 по 2017 гг. обучались и студенты фармацевтического факультета, заниматься с которыми было очень интересно. И главное - были прекрасные результаты. Таких звездочек, как Сережа Иванов, много. Я недавно разговаривала с некоторыми, и они меня обрадовали: защита кандидатских состоится в июне и июле. А это выпускники 2017 и 2018 гг.
- Насколько остра проблема профессионального выгорания как среди преподавателей медицинских вузов, так и среди студентов?
- Проблема стоит довольно остро и, похоже, никто не знает, как её можно решить. Я сама стала жертвой профессионального выгорания, в 2013 г. у меня начались сильные панические атаки. Лишь благодаря нашему профессору неврологу Ольге Николаевне удалось преодолеть эту напасть. А до этого ни я сама, ни вообще никто ничего не мог понять: лечили меня в кардиологической клинике, Волынской больнице управления делами президента, пичкали гипотензивными средствами. А проблема оказалась в нервной системе. Немудрено, нагрузка очень большая: ведь управление кафедрой в современных условиях требует огромных эмоциональных затрат, а еще надо преподавать на современном мировом уровне и предвидеть будущее развитие преподаваемой дисциплины. Преподаватель, независимо от стажа работы и ученого звания должен тщательно готовиться к лекциям и занятиям, просматривать все работы студентов не один раз. Работа за компьютером теперь занимает большую часть времени преподавателя, особенно в период пандемии – этой мировой напасти.
Серьёзные перегрузки испытывают и студенты. В нашем университете это отработки пропущенных занятий (в том числе и по уважительным причинам – болезнь и т.п.), большой объём материала, который необходимо усвоить, переезды по Москве, поскольку университет расположен от Измайлова до Тропарева. Студентам, живущим в Подмосковье, еще приходится выезжать на учёбу ранним утром, а возвращаться домой лишь к полуночи. График очень напряжённый, многие не успевают толком поесть, поэтому гастрит у них – не редкость. Проблемы накапливаются и в итоге приводят к «выгоранию».
«Не нужно нам столько кандидатов и докторов наук»
- Многие специалисты сетуют на крайне низкий уровень научной и практической значимости большинства отечественных медицинских диссертаций. Вы согласны с этим?
- Медицинских диссертаций я читала мало, но в области фармации – достаточно. Мне о их качестве трудно судить – у меня более академическая школа, которая всегда предъявляла очень высокие требования к диссертантам. У провизоров работы проще и требования к ним, на мой взгляд, мягче. Много однотипных работ.
К сожалению, сегодня доминирует мнение, что от количества диссертаций зависит уровень развития науки, однако в погоне за количеством зачастую теряется качество. Я, например, ещё со времён написания дипломной работы, не говоря о диссертациях, приучена работать самостоятельно - прочесть всю литературу по своей теме, обобщить опыт предшественников и только потом приступать к работе при этом тщательно относиться к любому эксперименту, перепроверять полученные результаты по несколько раз, применяя новейшие методы и технологии. Разработанные мной полимерные материалы при выполнении кандидатской диссертации до сих пор применяются в военной авиации, что позволяет мне с гордостью говорить: «Мои материалы на Ил-76 до сих пор летают над Красной площадью на военных парадах. А прошло без малого 50 лет с момента их создания. Поэтому если ко мне обращаются за помощью в работе над диссертацией просто для того, чтобы иметь диплом кандидата или доктора наук, я отвечаю: «Извините, вы не по адресу». Мне важно знать, что будущего соискателя интересует сам процесс работы исследователя и ее результат для людей, а не лично для его карьеры. А диссертации, поставленные «на поток», по определению не могут быть высокого качества. На мой взгляд, это обычная работа для человека с высшим образованием. Диссертация же требует высочайшего профессионализма и самостоятельности, а также полной отдачи от исследователя.
Поэтому мой ответ таков - чтобы поднять уровень диссертационных работ необходимо повысить требования к соискателям не только по количеству опубликованных работ, но и повысить требования к культуре научной работы, эксперимента, грамотной обработке результатов. Главное – умение самостоятельно мыслить и не бояться идти непроторенными путями. Настоящий ученый при решении научной проблемы, на мой взгляд, испытывает те же эмоции, что и музыкант, композитор, художник.
«Вот оно, роскошное второе издание «Васнецовщины»»
- Вы принадлежите к славному роду: ваш прадед Аркадий Михайлович – родной брат художников Виктора и Аполлинария Васнецовых. Два года назад вы издали прекрасную книгу, посвящённую своим знаменитым и совсем не знаменитым, но прекрасным по сути своей предкам. Как она создавалась и откуда столь яркое название – «Васнецовщина»?
- Слово «Васнецовщина» придумала не я, а Виктор Михайдович Васнецов: так он шутливо назвал в одном из писем фотографию своей большой семьи. Это фото было сделано в 1914 г. вятским фотографом С.А. Лобовиковым. К слову, жена Виктора Михайловича, Александра Владимировна, по образованию врач - выпускница женских врачебных курсов Медико-хирургической академии Санкт-Петербурга. Поэтому в наши дни в Кировском государственном медицинском университете лучшим выпускницам вручают медаль имени А.В. Васнецовой.
- А избрал ли кто-нибудь ещё из Васнецовых профессию врача?
- Да, сейчас воспитывается будущий врач – Дмитрий Васнецов, он учится на 4-м курсе 2-го медицинского института. Работает в красной зоне в Коммунарке. Но среднее медицинское образование получили в годы Первой мировой войны многие девушки из рода Васнецовых и были хорошими медицинскими сестрами.
Возвращаясь к вопросу о нашей семье и книге… Я выросла в московском доме В.М. Васнецова до того, как он стал музеем (кстати, первым его директором был мой дедушка). Многие мои родственники - художники, я тоже в своё время пыталась рисовать, но убедилась: это всё-таки не моё, хотя я очень люблю живопись.
Когда в нашем доме открылся музей, там стали проводить концерты, творческие вечера, мы с моей двоюродной бабушкой Людмилой Аркадьевной часто их посещали. Встречали художника П.Д. Корина, слушали арфистку К.А. Эрдели. Иногда пела и сама Людмила Аркадьевна те произведения, под которые любил писать картины Виктор Михайлович. В то время она училась в Московской консерватории и жила у него в доме. До сих пор с удовольствием вспоминаю этих удивительных, талантливых людей.
В 1981 г. внук В.М. Васнецова, его полный тёзка, пригласил меня поехать в наше бывшее «родовое гнездо» - село Рябово Кировской области. Там провели свои детские годы братья Васнецовы (а их было шестеро), но самые знаменитые, конечно, ставшие художниками - Виктор и Аполлинарий. Мне очень понравилось Рябово, я ездила туда на Васнецовские чтения, купила там рядом с домом предков избу. В 1991 г. был зарегистрирован Фонд Васнецовых, я стала его председателем.
Примерно в это время мы с Виктором Михайловичем Васнецовым-младшим занялись историей нашего рода: составляли генеалогическое древо, работали в архивах. Мне посчастливилось получить письма Михаила Викторовича Васнецова. Прочитала и поняла - их необходимо издать. Это уникальный материал, рассказ о повседневной жизни семьи художника В.М. Васнецова, написанный его сыном. Причём, адресовал свои письма Михаил не постороннему человеку, а брату и, стало быть, ничего не приукрашивал, всё описывал, как есть.
Первое издание «Васнецовщины» появилось в Кировской области, благодаря Н.Ю. Белых, бывшему губернатору. Сейчас он отбывает срок, говорить о нём не принято, но если бы не его помощь, то и книги бы не было. Он с большим почтением относился к творчеству В.М. Васнецова.
А потом мне вновь повезло: на одном мероприятии довелось познакомиться с руководителями издательства «РИП-холдинг». Они узнали о книге и предложили издать её в Москве. С удовольствием, отвечаю, только у меня денег на это нет. Нашли тогда издатели некоего спонсора, я работала над второй редакцией «Васнецовщины» два года. И вот, в марте 2019 г., сидим мы с издателями у меня дома, пьём чай. Я спрашиваю: «Ну что, к маю издать успеем?» (15 мая - день рождения В.М. Васнецова, в этот день мы всегда по традиции собираемся в его доме). А они в ответ: «Увы, нет денег на печать, спонсор нас обманул». «А сколько это стоит?». «800 тыс. рублей за 1 тыс. экземпляров». «Если деньги достану - издадите?». «Да». Пришлось звонить своему другу (мы с ним ещё со школы дружим), занимать у него. В итоге – вот оно, роскошное второе издание «Васнецовщины». И я очень рада тому, что читатели этой книги смогут узнать много нового о жизни нашей замечательной семьи.