Уважаемый Геннадий Андреевич, уважаемые участники слушаний!

В первую очередь хотел поблагодарить за приглашение и за возможность выступить от имени пациентов. Буквально несколькими штрихами опишу изменения, которые необходимо внести в нормативно-правовую базу в области льготного лекарственного обеспечения.
Первое. Какой путь должен пройти лекарственный препарат, для того, чтобы он оказался в государственной системе? Клинические рекомендации, стандарты, тарифы… Но иногда счёт идёт на дни, потому что появление нового препарата – это чьи-то сохранённые жизни. Мы рекомендуем Государственной Думе обсудить механизм (мы такие предложения подавали), как сократить путь от разработки лекарственного препарата до пациента в особых случаях.
Второй момент, который, является проблемой нормативно-правового регулирования, это регистр пациентов. Мы поддержали создание регистра льготных категорий граждан. Честно говоря, к нему бы ещё финансирование добавить. Если говорить о клинических регистрах, то нормативные указы по ним полностью отсутствуют. У нас это сдано на откуп частным инициативам, внебюджетному финансированию, но ведь клинический регистр – это прогнозирование, грамотное планирование деятельности системы здравоохранения.
Конечно же нас волнует формирование перечней, поскольку, если мы говорим о высокозатратных нозологиях, то мы видим очень жёсткие ограничения включения лекарств бюджетом, а не клиническими ограничениями. Как мы можем включить современное эффективное лекарство, если оно дороже, чем старое? Подобные ограничения практически выбивают целый пул лекарственных препаратов из программы госгарантий.
Необходима общая реформа льготного лекарственного обеспечения. Мы не должны привязываться к какому-то статусу при назначении лекарств, например, инвалида или льготной категории: нам нужно лечить по факту заболевания на самом раннем этапе, чтобы профилактировать инвалидизацию, а не допускать её появления. Речь идёт не об отмене льгот, а о расширении льготных категорий граждан в конечном счете – до полного обеспечения граждан. Нельзя говорить об эффективности системы льготного лекарственного обеспечения без достаточного финансирования.
Важный момент – контроль. Выяснилось, что у нас достаточно искажённая статистика. С одной стороны – 0,1% отсроченных рецептов в регионах. Вроде бы хорошо. Но мы прекрасно знаем, что врачам запрещено выписывать льготные рецепты, если необходимого препарата нет на складе. К тому же, в подобных случаях в электронных системах выписки стоит блок, врач просто физически не может выписать через неё нужный рецепт. Необходимо исправить ситуацию в этом «королевстве кривых зеркал», где статистика замечательная, а в реальной жизни - всё наоборот. Фактически мы наказываем честные регионы, которые показывают реальный процент отсроченных рецептов: к ним больше всего претензий, они якобы хуже всех. Это несправедливо.
Здесь уже говорилось о программе высокозатратных нозологий, я благодарен Павлу Андреевичу Воробьеву, затронувшему данную тему. Но и эта самая благополучная федеральная программа испытывает очень серьёзные трудности. Впереди закон о бюджете. Обращаю ваше внимание: по нашим расчётам, это около 20 млрд дефицита. Вдумайтесь: когда начиналась программа, было 18 тыс. пациентов, сейчас в ней – 232 тыс. Это 232 тысячи спасённых жизней, поскольку речь идёт о самых тяжёлых заболеваниях. Индексация бюджета за эти годы серьёзно отставала. Обращаю внимание Минздрава и правительства РФ: прекращать программу нельзя, потому что десятки и сотни миллиардов рублей практически будут выброшены на ветер, а больные не получат помощи.
Это основные направления по льготному лекарственному обеспечению. Мы готовы сотрудничать и, безусловно, поддержим инициативы, которые были сегодня высказаны.