Дмитрий Казённов
Новый год – удивительный праздник, чудесным образом связывающий светлые воспоминания и грядущие цели. Волшебная ночь с 31 декабря на 1 января объединяет нас, независимо от статуса, достатка и политических симпатий, общей мечтой – стать немного счастливее в наступающем году.
Славная традиция праздничной встречи Нового года идет из далекого прошлого: по мнению учёных - с 3 тысячелетия до нашей эры, с празднования жителями Месопотамии победы бога Мардука над тёмными силами. Торжество приходилось на конец марта, когда природа расцветала, прибывала вода в Тигре и Евфрате и крестьяне могли приступить к посевной. Но, прежде чем приниматься за дело народ устраивал грандиозное веселье. Гуляли 12 дней (почти как мы) и, судя по клинописным свидетельствам той эпохи, отрывались по полной программе.
Сириус, Дионис и Юлий Цезарь
Для древних египтян год начинался с важнейшего события – разлива Нила. В ночь с 19 на 20 июля жрецы в парадных одеждах под пение религиозных гимнов шли к берегу великой реки и устремляли взоры к звездному небу, ожидая появления над горизонтом Сириуса. Явление звезды на небосклоне предвещало скорый разлив Нила и наступление нового года.
В древней Греции новый год вступал в свои права на месяц раньше, в день летнего солнцестояния - 22 июня. «Гвоздём программы» было весёлое карнавальное шествие в честь бога виноделия Диониса. Его участники, облачившись в козьи шкуры, изображали жизнерадостных сатиров - больших любителей вина и хорошеньких женщин, сопровождающих Диониса во всех его похождениях. Надо ли говорить, что и «сатиры», и зрители щедро отдавали дань виновнику торжества, выпивая несметное количество вина в его честь и веселясь до упаду (в прямом смысле этого слова).
В древнем Риме новый год связывали с началом полевых работ, но праздновали его куда скромнее, чем в Греции. Организовывалась торжественная процессия, степенные жрецы приносили жертвы богам и молили их не оставить народ своим вниманием в наступающем году. Тогда же появился обычай дарить друг другу подарки в качестве доброго пожелания, предзнаменования удачного и счастливого нового года.
В 46 г. до н.э. Юлий Цезарь законодательно перенес новогоднее празднование на 1 января. В этот день римляне почитали двуликого бога Януса – владыку неба и солнечного света. Он открывал небесные врата и выпускал на небосвод солнце, а на ночь вновь запирал эти врата. По легенде Янус научил людей ремёслам, земледелию, а ещё - исчислению времени. Этот бог вёл счет дням, месяцам и годам, на пальцах его правой руки было начертано римское число CCC (300), а на левой LXV (65) – в сумме - общее число дней в году. К слову, именно в честь Януса назван первый месяц года – январь. Юлий Цезарь тоже «отметился» на календаре, обессмертив свое имя названием месяца июль.
В средневековой Европе дельную инициативу римского императора позабыли, отмечая Новый год, как бог на душу положит. Например, во Франции до 755 г. летоисчисление вели от 25 декабря, затем – от 1 марта. В XII веке первым днем года стал праздник Пасхи, и только в 1564 г. после указа короля Карла IX отсчет начался с 1 января. Англия последовала примеру своей южной соседки лишь в середине XVIII века.
«С сего числа перестать дурить головы людям»
Когда и как отмечали новый год в языческой Руси, достоверно неизвестно. После крещения Руси «новое лето» начиналось в марте или после Пасхи. В конце XV века великий князь московский Иван III распорядился считать началом года 1 сентября. Для многих, правда, праздник омрачался, поскольку в этот день было велено платить дань, пошлины и различные оброки.
Примерно в то же время началось официальное празднование нового года, в московском Кремле проводились пышные церемонии. Соборная площадь заполнялась народом, патриарх в праздничном облачении возглавлял шествие духовенства с иконами, крестами и хоругвями. Подходя к царю, он благословлял повелителя и желал здоровья. Начиналась торжественная служба, после которой государя и патриарха по очереди поздравляли все бояре и иерархи. Завершалось действо поздравлением властителя простым людом, который, не отличаясь красноречием, попросту падал ниц перед «надёжей-государем».
В 1699 г. царь-реформатор Пётр I, перекраивая русскую жизнь на европейский лад, решил установить единообразие и в летоисчислении - не от легендарной даты сотворения мира, как было принято на Руси, а от рождества Христова, как в Европе. В наши дни это событие неизменно отмечается в интернете, на многих сайтах в канун Нового года появляется шутливый «указ», якобы написанный Петром: «Поелико в России считают новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать новый год повсеместно с первого генваря. А в знак доброго начинания и веселия, поздравлять друг друга с новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять – на то других дней хватает». Стараемся по мере сил, государь…
Встречая 1700 г., Пётр Алексеевич решил устроить в Москве невиданное доселе празднество. В 12 часов ночи царь вышел на Красную площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету. Фейерверк, костры, иллюминация: веселые гуляния продолжались семь дней. Так, с 1 января 1700 г. праздник прочно закрепился в российском календаре. И потому, собираясь за новогодним столом, будет справедливо провозгласить один из праздничных тостов за великого царя-преобразователя, подарившего нам это замечательное торжество.
«Не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение»
После революции 1917 г. советская власть Новый год, в отличие от Рождества, праздновать не запрещала. Более того, Владимир Ленин распорядился организовывать «пролетарские ёлки» для детей рабочих, однажды даже сам приезжал к ним на праздник в Сокольники. Об этом визите писала советская поэтесса Вера Инбер:
«В Сокольниках один заветный просек,
Где Ленин был на ёлке у ребят,
Уже давно о памятнике просит,
Деревья все об этом шелестят».
После смерти вождя мирового пролетариата отношение к празднику изменилось, ревнители коммунистической морали заклеймили его «буржуазным пережитком» и «обывательщиной». К тому же, украшенная елка ассоциировалась воинствующими безбожниками с Рождеством, а оно по тем временам считалось едва ли не идеологической диверсией.
В советских газетах появлялись письма «возмущённых трудящихся»: «Меня, как безбожника, ведущего антирелигиозную пропаганду, удивляет, почему газета «Правда» в своих объявлениях на весь СССР публикует, что «Универпочта» предлагает ёлочные украшения... Предлагаю «Универпочте» поставить на вид за то, что она способствует старому быту, рассылая всякую мишуру и разную дребедень для украшения елок».
Но к середине 1930-х гг. «генеральная линия» вновь изменилась: 28 декабря 1935 г. газета «Правда» публикует заметку второго секретаря ЦК КП (б) Павла Постышева под патетическим заголовком: «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». «Почему… лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? – вопрошает автор. - Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение, как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец». Хорошо в стране Советской жить!
Сказано - сделано. ЦК ВЛКСМ оперативно принял постановление «О проведении вечеров учащихся, посвященных встрече нового 1936 года», на фабрики и заводы разослали поручения приготовить детям подарки, а райлесхозы обязали заготовить новогодние ёлки. Следуя новым указаниям, газета «Комсомольская правда» заранее дает отпор «левым загибщикам»: «Нет сомнения, что и сейчас найдется немало таких блюстителей «современности», которые сочтут детскую ёлку за буржуазный предрассудок и лишат детвору прекрасного удовольствия. Комсомольцы первые должны осудить этих «сухарей», уже немало навредивших делу воспитания здорового, весёлого и жизнерадостного поколения».
Дальше – больше: появляются бодрые статьи о том, как охотно раскупают на рынках ёлки, как хороши новогодние торжества и народные гуляния. В результате Новый год в СССР стал единственным государственным праздником, не связанным с идеологией, одним из редких ярких штрихов на сером фоне будней советских людей сталинской эпохи.
Долгое время 1 января оставалось рабочим днем, серьезно осложняя жизнь трудящимся, ударно отмечавшим накануне наступление Нового года. Лишь с 1948 г. власть пошла народу навстречу, сделав эту дату нерабочим днем. В постсоветское время, в 1992 г., наши соотечественники обрели право гулять и 2 января, а 2005-м страна получила в подарок единственные в мире новогодние каникулы – с 1 по 5 января. С учётом выходных дней и Рождества Россия погружается в праздники аж на десять дней.
Но и это ещё не всё: ведь «в запасе» у нас есть и Старый новый год. Этой традиции мы обязаны декрету советского правительства, перешедшего в 1918 г. с юлианского на григорианский календарь, «ускорив» время на 13 дней. Поэтому наши соотечественники с полным правом могут вторично проводить старый год в ночь с 13 на 14 января. А заодно и завершение каникул отметить.
С Новым годом, дорогие читатели! Будем здоровы!
Славная традиция праздничной встречи Нового года идет из далекого прошлого: по мнению учёных - с 3 тысячелетия до нашей эры, с празднования жителями Месопотамии победы бога Мардука над тёмными силами. Торжество приходилось на конец марта, когда природа расцветала, прибывала вода в Тигре и Евфрате и крестьяне могли приступить к посевной. Но, прежде чем приниматься за дело народ устраивал грандиозное веселье. Гуляли 12 дней (почти как мы) и, судя по клинописным свидетельствам той эпохи, отрывались по полной программе.
Сириус, Дионис и Юлий Цезарь
Для древних египтян год начинался с важнейшего события – разлива Нила. В ночь с 19 на 20 июля жрецы в парадных одеждах под пение религиозных гимнов шли к берегу великой реки и устремляли взоры к звездному небу, ожидая появления над горизонтом Сириуса. Явление звезды на небосклоне предвещало скорый разлив Нила и наступление нового года.
В древней Греции новый год вступал в свои права на месяц раньше, в день летнего солнцестояния - 22 июня. «Гвоздём программы» было весёлое карнавальное шествие в честь бога виноделия Диониса. Его участники, облачившись в козьи шкуры, изображали жизнерадостных сатиров - больших любителей вина и хорошеньких женщин, сопровождающих Диониса во всех его похождениях. Надо ли говорить, что и «сатиры», и зрители щедро отдавали дань виновнику торжества, выпивая несметное количество вина в его честь и веселясь до упаду (в прямом смысле этого слова).
В древнем Риме новый год связывали с началом полевых работ, но праздновали его куда скромнее, чем в Греции. Организовывалась торжественная процессия, степенные жрецы приносили жертвы богам и молили их не оставить народ своим вниманием в наступающем году. Тогда же появился обычай дарить друг другу подарки в качестве доброго пожелания, предзнаменования удачного и счастливого нового года.
В 46 г. до н.э. Юлий Цезарь законодательно перенес новогоднее празднование на 1 января. В этот день римляне почитали двуликого бога Януса – владыку неба и солнечного света. Он открывал небесные врата и выпускал на небосвод солнце, а на ночь вновь запирал эти врата. По легенде Янус научил людей ремёслам, земледелию, а ещё - исчислению времени. Этот бог вёл счет дням, месяцам и годам, на пальцах его правой руки было начертано римское число CCC (300), а на левой LXV (65) – в сумме - общее число дней в году. К слову, именно в честь Януса назван первый месяц года – январь. Юлий Цезарь тоже «отметился» на календаре, обессмертив свое имя названием месяца июль.
В средневековой Европе дельную инициативу римского императора позабыли, отмечая Новый год, как бог на душу положит. Например, во Франции до 755 г. летоисчисление вели от 25 декабря, затем – от 1 марта. В XII веке первым днем года стал праздник Пасхи, и только в 1564 г. после указа короля Карла IX отсчет начался с 1 января. Англия последовала примеру своей южной соседки лишь в середине XVIII века.
«С сего числа перестать дурить головы людям»
Когда и как отмечали новый год в языческой Руси, достоверно неизвестно. После крещения Руси «новое лето» начиналось в марте или после Пасхи. В конце XV века великий князь московский Иван III распорядился считать началом года 1 сентября. Для многих, правда, праздник омрачался, поскольку в этот день было велено платить дань, пошлины и различные оброки.
Примерно в то же время началось официальное празднование нового года, в московском Кремле проводились пышные церемонии. Соборная площадь заполнялась народом, патриарх в праздничном облачении возглавлял шествие духовенства с иконами, крестами и хоругвями. Подходя к царю, он благословлял повелителя и желал здоровья. Начиналась торжественная служба, после которой государя и патриарха по очереди поздравляли все бояре и иерархи. Завершалось действо поздравлением властителя простым людом, который, не отличаясь красноречием, попросту падал ниц перед «надёжей-государем».
В 1699 г. царь-реформатор Пётр I, перекраивая русскую жизнь на европейский лад, решил установить единообразие и в летоисчислении - не от легендарной даты сотворения мира, как было принято на Руси, а от рождества Христова, как в Европе. В наши дни это событие неизменно отмечается в интернете, на многих сайтах в канун Нового года появляется шутливый «указ», якобы написанный Петром: «Поелико в России считают новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать новый год повсеместно с первого генваря. А в знак доброго начинания и веселия, поздравлять друг друга с новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять – на то других дней хватает». Стараемся по мере сил, государь…
Встречая 1700 г., Пётр Алексеевич решил устроить в Москве невиданное доселе празднество. В 12 часов ночи царь вышел на Красную площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету. Фейерверк, костры, иллюминация: веселые гуляния продолжались семь дней. Так, с 1 января 1700 г. праздник прочно закрепился в российском календаре. И потому, собираясь за новогодним столом, будет справедливо провозгласить один из праздничных тостов за великого царя-преобразователя, подарившего нам это замечательное торжество.
«Не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение»
После революции 1917 г. советская власть Новый год, в отличие от Рождества, праздновать не запрещала. Более того, Владимир Ленин распорядился организовывать «пролетарские ёлки» для детей рабочих, однажды даже сам приезжал к ним на праздник в Сокольники. Об этом визите писала советская поэтесса Вера Инбер:
«В Сокольниках один заветный просек,
Где Ленин был на ёлке у ребят,
Уже давно о памятнике просит,
Деревья все об этом шелестят».
После смерти вождя мирового пролетариата отношение к празднику изменилось, ревнители коммунистической морали заклеймили его «буржуазным пережитком» и «обывательщиной». К тому же, украшенная елка ассоциировалась воинствующими безбожниками с Рождеством, а оно по тем временам считалось едва ли не идеологической диверсией.
В советских газетах появлялись письма «возмущённых трудящихся»: «Меня, как безбожника, ведущего антирелигиозную пропаганду, удивляет, почему газета «Правда» в своих объявлениях на весь СССР публикует, что «Универпочта» предлагает ёлочные украшения... Предлагаю «Универпочте» поставить на вид за то, что она способствует старому быту, рассылая всякую мишуру и разную дребедень для украшения елок».
Но к середине 1930-х гг. «генеральная линия» вновь изменилась: 28 декабря 1935 г. газета «Правда» публикует заметку второго секретаря ЦК КП (б) Павла Постышева под патетическим заголовком: «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». «Почему… лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? – вопрошает автор. - Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение, как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец». Хорошо в стране Советской жить!
Сказано - сделано. ЦК ВЛКСМ оперативно принял постановление «О проведении вечеров учащихся, посвященных встрече нового 1936 года», на фабрики и заводы разослали поручения приготовить детям подарки, а райлесхозы обязали заготовить новогодние ёлки. Следуя новым указаниям, газета «Комсомольская правда» заранее дает отпор «левым загибщикам»: «Нет сомнения, что и сейчас найдется немало таких блюстителей «современности», которые сочтут детскую ёлку за буржуазный предрассудок и лишат детвору прекрасного удовольствия. Комсомольцы первые должны осудить этих «сухарей», уже немало навредивших делу воспитания здорового, весёлого и жизнерадостного поколения».
Дальше – больше: появляются бодрые статьи о том, как охотно раскупают на рынках ёлки, как хороши новогодние торжества и народные гуляния. В результате Новый год в СССР стал единственным государственным праздником, не связанным с идеологией, одним из редких ярких штрихов на сером фоне будней советских людей сталинской эпохи.
Долгое время 1 января оставалось рабочим днем, серьезно осложняя жизнь трудящимся, ударно отмечавшим накануне наступление Нового года. Лишь с 1948 г. власть пошла народу навстречу, сделав эту дату нерабочим днем. В постсоветское время, в 1992 г., наши соотечественники обрели право гулять и 2 января, а 2005-м страна получила в подарок единственные в мире новогодние каникулы – с 1 по 5 января. С учётом выходных дней и Рождества Россия погружается в праздники аж на десять дней.
Но и это ещё не всё: ведь «в запасе» у нас есть и Старый новый год. Этой традиции мы обязаны декрету советского правительства, перешедшего в 1918 г. с юлианского на григорианский календарь, «ускорив» время на 13 дней. Поэтому наши соотечественники с полным правом могут вторично проводить старый год в ночь с 13 на 14 января. А заодно и завершение каникул отметить.
С Новым годом, дорогие читатели! Будем здоровы!