Дмитрий Казённов
В декабре 2018 г. Генеральная Ассамблея ООН постановила ежегодно отмечать 4 января, как Всемирный день азбуки Брайля. Дата выбрана неслучайно: именно в этот день, в 1809 г., родился знаменитый французский тифлопедагог - создатель тактильного шрифта, без которого сегодня немыслима жизнь миллионов незрячих и слабовидящих людей во всём мире.
Глядя на шрифт Брайля, несведущий видит лишь хаотичное нагромождение выпуклых точек. Но для незрячего человека этот «хаос» - строгая, чётко выстроенная система, способная передать на ощупь буквы, цифры, музыкальные, математические и научные символы. Для тех, кто лишён одного из главных органов чувств – зрения - значение азбуки Брайля трудно переоценить. Как же она появилась, и когда началось её победное шествие по миру?
Свет в конце тоннеля
Будущий создатель рельефно-точечного шрифта родился в маленьком французском городке Кувре в семье ремесленника. Трёх лет от роду непоседливый ребёнок добрался до отцовского ножа и, играя с ним, серьёзно поранил себе глаз. Началось воспаление, маленький Луи стал слепнуть и к пяти годам окончательно потерял зрение. Казалось, судьба мальчика предрешена: тысячи его товарищей по несчастью бродили, ведомые поводырями, по городам и весям, прося подаяния. Но родители, видимо, чувствуя вину за то, что недоглядели за малышом, не бросили его на произвол судьбы. Благодаря их заботе, Луи выучился плести бахрому для конской упряжи, шить домашние туфли и даже играть на скрипке. Слепой ребёнок освоил грамоту: «азбукой» ему служили доски с гвоздями, забитыми по очертанию букв. Сметливый мальчик схватывал всё на лету, он стал лучшим учеником местной школы, превзойдя зрячих сверстников.
Успехи Луи впечатлили учителей настолько, что по их рекомендации 10-летнего парнишку приняли в Парижский государственный институт для слепых детей, его воспитанников обучали музыке, вязанию и ткачеству. Впрочем, пышное название учебного заведения не должно вводить в заблуждение: институт размещался в тесных, сырых помещениях, многие дети (включая Брайля) часто простужались и болели. Для занятий использовались учебники с рельефно-линейным шрифтом, но на всех их не хватало. Талантливому Брайлю было проще: он, как и в школе, легко усваивал знания на слух. К слову, слух у него был великолепный - юноша в совершенстве освоил игру на органе. В 16 лет Луи становится органистом в небольшой церкви рядом с институтом, вскоре молва о молодом, талантливом музыканте облетит Париж. Но не церковные хоралы занимали мысли молодого Брайля: он стремится создать простую, понятную и доступную азбуку для незрячих.
Заметим, что Брайль был отнюдь не первым создателем тактильного шрифта. Выше упоминалась рельефно-линейная система «унциал», по ней обучался и сам Луи. Создал систему французский педагог Валентин Гаюи (1745 – 1822), «отец-основатель» первой в мире школы для незрячих детей. Позволим себе небольшое отступление, чтобы рассказать о трудах этого незаурядного человека в России - они того заслуживают. В 1803 г. Гаюи получил письмо от Александра I: русский император, узнав о талантливом педагоге, обучающем незрячих ребят, пригласил его в Санкт-Петербург для создания первого в Российской империи учебного заведения для детей с полной или частичной потерей зрения. Гаюи принял приглашение, однако чиновники из отечественного министерства просвещения встретили его в штыки. Бюрократы не нашли ничего лучше, как заявить опешившему иностранцу: «В России нет слепых детей». Пришлось маститому французскому преподавателю самому разыскивать учеников. Впрочем, сделать это было несложно: немало «несуществующих» незрячих детей обреталось в богадельне близ Смольного института благородных девиц. Гаюи объявил, что готов не только обучать, но и кормить учеников за свой счёт. Оценив порыв широкой французской души и изрядную экономию для бюджета своего ведомства, чиновники дали добро. Так, в 1807 г. в России открылась первая школа для незрячих. В штате было 15 преподавателей, бытовые условия, мягко говоря, оставляли желать лучшего (в этом смысле парижское и петербургское учебные заведения для слепых были похожи), но все проблемы окупались огромным желанием учеников осваивать грамоту и ремёсла. Через год члены комиссии, проверявшие деятельность школы Гаюи, констатировали: «Слепые воспитанники обучены чтению, письму, географии, истории, языкам, музыке, печатанию, пению и разным ремёслам - плетению корзин и стульев, вязанию сетей, вышиванию, наборному делу». Одиннадцать лет французский педагог возглавлял эту школу, давшую «путёвку в жизнь» множеству незрячих детей. В 1818 г. 72-летний Гаюи вышел в отставку и покинул Россию, оставив о себе добрую память.
Другим известным предшественником Брайля был отставной артиллерийский капитан с пышным именем Николя-Шарль-Мари Барбье де ля Серр. В 1808 г. по заказу самого Наполеона он разработал так называемую «ночную азбуку»: способ кодировки сообщений, позволявший читать и писать их в полной темноте. Незаменимая вещь для шпионов и корректировщиков артиллерийского огня, действующих под покровом ночи. Шрифт Барбье представлял собой кодовую таблицу из 6 строк и 6 столбцов, содержавших 36 звуков французской речи. Информация «записывали» на кусок картона, прокалывая в нём отверстия, а считывали, прикасаясь к ним пальцами.
Обе системы – Гаюи и Барбье – были весьма сложными и неудобными как для чтения, так и письма. Юный Брайль твёрдо решил исправить ошибки предшественников и добился цели.
«Ослепляющее великолепие вечной надежды»
В 1820 г. Барбье обратился к директору Парижского государственного института для слепых детей с предложением продемонстрировать ученикам свою «ночную азбуку». Поначалу презентация имела успех, однако триумф бравого капитана омрачил 12-летний Луи Брайль. Вежливо поблагодарив изобретателя и воздав должное его заслугам, мальчик предложил офицеру… усовершенствовать его таблицу. В частности, сократить её для того, чтобы незрячим было легче осязать тактильные записи. Шокированный Барбье наотрез отказался прислушиваться к советам «какого-то мальчишки». И зря, время доказало правоту Брайля. Всего через три года «мальчишка» создаст собственный вариант тактильной азбуки, которая впоследствии станет известна миру как шрифт Брайля.
15-летний юноша создал алфавит, состоявший из различных комбинаций шести рельефных точек, расположенных в двух столбцах. Писать можно, прокалывая отверстия (причём, справа налево), а читать – проводя пальцами по обратной стороне листа по выпуклым точкам слева направо. Многие годы Брайль неустанно совершенствовал шрифт, со временем в нём появились знаки препинания, цифры и даже ноты.
В 1829 г. изобретатель представил свою тактильную азбуку на рассмотрение совета Парижского государственного института для слепых детей. Однако учёные мужи её отвергли: по их мнению, шрифт Брайля сложно воспринимать… зрячим преподавателям. Между тем, «целевая аудитория» - незрячие и слабовидящие - по достоинству оценили новый шрифт и настаивали на включении его в программу института. Дискуссия затянулась на долгие годы. Не дремали и конкуренты: неутомимый Барбье активно лоббировал свою «ночную азбуку», альтернативный тактильный шрифт разработал английский тифлопедагог Уильям Мун. Но в итоге победа осталась всё-таки за детищем Брайля. В 1837 г. была издана первая книга, написанная его шрифтом - «История Франции».
С середины XIX столетия азбука Брайля начала победное шествие по миру. В 1852 г. её наконец-то принял Парижский государственный институт для слепых детей, спустя ещё два года - признали в других учебных заведениях Франции и в нескольких европейских странах. А в 1878 г. на конгрессе в Риме изобретение Луи Брайля провозгласили наиболее оптимальным инструментом для чтения и письма незрячих людей.
К сожалению, создатель тактильной азбуки не дожил до своего триумфа: он скончался от туберкулёза в 1852 г., прожив всего 43 года. По воспоминаниям друзей, незадолго до смерти Луи Брайль сказал, что его земная миссия завершена, и он не жалеет о том, что почти всю жизнь не видел света: «Господу было угодно, чтобы перед моими глазами всегда стояло ослепляющее великолепие вечной надежды». Человека, подарившего надежду миллионам незрячих людей во всём мире, похоронили на кладбище его родного города Кувре. А сто лет спустя, в знак признания выдающихся заслуг, прах Луи Брайля перенесли в парижский Пантеон – место упокоения самых известных сынов Франции.
Кириллица на ощупь
Во второй половине XIX в. шрифт Брайля «добрался» и до России. Впервые адаптировал его для кириллического шрифта Денис Михайлович Оболенский. Он родился в 1844 г. в семье, принадлежавшей к старинному княжескому роду. Оболенский, как и Брайль, потерял зрение ещё ребёнком, однако это не помешало ему получить прекрасное домашнее образование. Преподаватель немецкого языка много рассказывал Денису о системе обучения незрячих детей в Германии, о выдающихся политиках и учёных, которым слепота не помешала достичь успеха. В 1857 г. семья Оболенских выехала в Германию, чтобы показать Дениса местным окулистам. Медики не помогли, однако за границей юный князь впервые услышал о шрифте Брайля. За четыре года он в совершенстве овладел тактильной азбукой, научившись читать и писать по ней на трёх языках.
Вернувшись на родину, Оболенский адаптировал рельефно-точечную систему Брайля для русского языка: буквам кириллического алфавита, произносимым одинаково с французскими, оставил «брайлевские» комбинации точек, а для букв, не имевших сходства - придумал новые. Правда, азбука Оболенского оказалась не слишком удачной и впоследствии была заменена шрифтом, разработанным русским тифлопедагогом Екатериной Трумберг в 1881 г. Именно им пользуются сегодня незрячие в России и ряде стран ближнего зарубежья. А в 1885 г. увидела свет первая книга на «русифицированном» языке Брайля - «Сборник статей для детского чтения, изданный и посвященный слепым детям Анною Адлер». Издатель книги - яркая, незаурядная женщина, многое сделавшая для просвещения незрячих детей. Благодаря Анне Александровне Адлер, в Румянцевском музее Москвы появилась первая в России библиотека книг, написанных шрифтом Брайля.
Известный офтальмолог, секретарь Одесского отделения попечительства о слепых Г. Миткевич учредил в своём городе брайлевскую типографию, издававшую поэтические сборники А. Кольцова и произведения Н. Гоголя. Вскоре книги с рельефно-точечным шрифтом стали пользоваться таким спросом, что «особая» типография открылась и в столице империи Санкт-Петербурге, в здании Александро-Мариинского училища. В 1898 г. в России появился первый журнал для незрячих «Досуг слепых».
Книги на «языке точек» активно издавались и в СССР, «первой ласточкой» советской брайлевской литературы стало собрание сочинений В. Ленина, увидевшее свет в 1924 г. Двенадцать лет спустя, при московском учебно-педагогическом издательстве создали редакцию литературы для слепых: граждан, утративших зрение, в массовом порядке обучали чтению и письму по системе Брайля. Специально для них на тактильный шрифт перевели пособия по ликбезу и учебники для начальной школы. Причём, обучение велось не только на русском, но и на других языках народов СССР: так возникли татарский, украинский, грузинский и многие другие брайлевские алфавиты.
Со временем техника совершенствовалась: появилась шестиклавишная печатная машинка Брайля, позволявшая печатать «волшебные» точки на обыкновенном листе бумаги; принтеры для тиснения брайлевского шрифта; специальные электронные машины, гаджеты и компьютеры, адаптированные для нужд незрячих людей. На фоне стремительного научно-технического прогресса начались разговоры о том, что рельефно-точечный шрифт и «чтение пальцами» безнадёжно устарело. Однако большинство тифлопедагогов уверены: система Луи Брайля и по сей день является для незрячих основой грамотности, универсальным инструментом познания окружающего мира. По их мнению, в обозримом будущем её ничто не сможет заменить.
Но, пожалуй, лучшая эпитафия шрифту Брайля принадлежит нашему соотечественнику, незрячему поэту, написавшему:
«Я через тьму не перепрыгнул,
Но я пробил во тьме окно
Размером с брайлевскую книгу.
Мне дарит яркий свет оно».
Возможно, это луч того самого «ослепляющего великолепия вечной надежды», которое освещало жизнь Луи Брайля, подарившего незрячим людям уникальный ключ к познанию окружающего мира.
Глядя на шрифт Брайля, несведущий видит лишь хаотичное нагромождение выпуклых точек. Но для незрячего человека этот «хаос» - строгая, чётко выстроенная система, способная передать на ощупь буквы, цифры, музыкальные, математические и научные символы. Для тех, кто лишён одного из главных органов чувств – зрения - значение азбуки Брайля трудно переоценить. Как же она появилась, и когда началось её победное шествие по миру?
Свет в конце тоннеля
Будущий создатель рельефно-точечного шрифта родился в маленьком французском городке Кувре в семье ремесленника. Трёх лет от роду непоседливый ребёнок добрался до отцовского ножа и, играя с ним, серьёзно поранил себе глаз. Началось воспаление, маленький Луи стал слепнуть и к пяти годам окончательно потерял зрение. Казалось, судьба мальчика предрешена: тысячи его товарищей по несчастью бродили, ведомые поводырями, по городам и весям, прося подаяния. Но родители, видимо, чувствуя вину за то, что недоглядели за малышом, не бросили его на произвол судьбы. Благодаря их заботе, Луи выучился плести бахрому для конской упряжи, шить домашние туфли и даже играть на скрипке. Слепой ребёнок освоил грамоту: «азбукой» ему служили доски с гвоздями, забитыми по очертанию букв. Сметливый мальчик схватывал всё на лету, он стал лучшим учеником местной школы, превзойдя зрячих сверстников.
Успехи Луи впечатлили учителей настолько, что по их рекомендации 10-летнего парнишку приняли в Парижский государственный институт для слепых детей, его воспитанников обучали музыке, вязанию и ткачеству. Впрочем, пышное название учебного заведения не должно вводить в заблуждение: институт размещался в тесных, сырых помещениях, многие дети (включая Брайля) часто простужались и болели. Для занятий использовались учебники с рельефно-линейным шрифтом, но на всех их не хватало. Талантливому Брайлю было проще: он, как и в школе, легко усваивал знания на слух. К слову, слух у него был великолепный - юноша в совершенстве освоил игру на органе. В 16 лет Луи становится органистом в небольшой церкви рядом с институтом, вскоре молва о молодом, талантливом музыканте облетит Париж. Но не церковные хоралы занимали мысли молодого Брайля: он стремится создать простую, понятную и доступную азбуку для незрячих.
Заметим, что Брайль был отнюдь не первым создателем тактильного шрифта. Выше упоминалась рельефно-линейная система «унциал», по ней обучался и сам Луи. Создал систему французский педагог Валентин Гаюи (1745 – 1822), «отец-основатель» первой в мире школы для незрячих детей. Позволим себе небольшое отступление, чтобы рассказать о трудах этого незаурядного человека в России - они того заслуживают. В 1803 г. Гаюи получил письмо от Александра I: русский император, узнав о талантливом педагоге, обучающем незрячих ребят, пригласил его в Санкт-Петербург для создания первого в Российской империи учебного заведения для детей с полной или частичной потерей зрения. Гаюи принял приглашение, однако чиновники из отечественного министерства просвещения встретили его в штыки. Бюрократы не нашли ничего лучше, как заявить опешившему иностранцу: «В России нет слепых детей». Пришлось маститому французскому преподавателю самому разыскивать учеников. Впрочем, сделать это было несложно: немало «несуществующих» незрячих детей обреталось в богадельне близ Смольного института благородных девиц. Гаюи объявил, что готов не только обучать, но и кормить учеников за свой счёт. Оценив порыв широкой французской души и изрядную экономию для бюджета своего ведомства, чиновники дали добро. Так, в 1807 г. в России открылась первая школа для незрячих. В штате было 15 преподавателей, бытовые условия, мягко говоря, оставляли желать лучшего (в этом смысле парижское и петербургское учебные заведения для слепых были похожи), но все проблемы окупались огромным желанием учеников осваивать грамоту и ремёсла. Через год члены комиссии, проверявшие деятельность школы Гаюи, констатировали: «Слепые воспитанники обучены чтению, письму, географии, истории, языкам, музыке, печатанию, пению и разным ремёслам - плетению корзин и стульев, вязанию сетей, вышиванию, наборному делу». Одиннадцать лет французский педагог возглавлял эту школу, давшую «путёвку в жизнь» множеству незрячих детей. В 1818 г. 72-летний Гаюи вышел в отставку и покинул Россию, оставив о себе добрую память.
Другим известным предшественником Брайля был отставной артиллерийский капитан с пышным именем Николя-Шарль-Мари Барбье де ля Серр. В 1808 г. по заказу самого Наполеона он разработал так называемую «ночную азбуку»: способ кодировки сообщений, позволявший читать и писать их в полной темноте. Незаменимая вещь для шпионов и корректировщиков артиллерийского огня, действующих под покровом ночи. Шрифт Барбье представлял собой кодовую таблицу из 6 строк и 6 столбцов, содержавших 36 звуков французской речи. Информация «записывали» на кусок картона, прокалывая в нём отверстия, а считывали, прикасаясь к ним пальцами.
Обе системы – Гаюи и Барбье – были весьма сложными и неудобными как для чтения, так и письма. Юный Брайль твёрдо решил исправить ошибки предшественников и добился цели.
«Ослепляющее великолепие вечной надежды»
В 1820 г. Барбье обратился к директору Парижского государственного института для слепых детей с предложением продемонстрировать ученикам свою «ночную азбуку». Поначалу презентация имела успех, однако триумф бравого капитана омрачил 12-летний Луи Брайль. Вежливо поблагодарив изобретателя и воздав должное его заслугам, мальчик предложил офицеру… усовершенствовать его таблицу. В частности, сократить её для того, чтобы незрячим было легче осязать тактильные записи. Шокированный Барбье наотрез отказался прислушиваться к советам «какого-то мальчишки». И зря, время доказало правоту Брайля. Всего через три года «мальчишка» создаст собственный вариант тактильной азбуки, которая впоследствии станет известна миру как шрифт Брайля.
15-летний юноша создал алфавит, состоявший из различных комбинаций шести рельефных точек, расположенных в двух столбцах. Писать можно, прокалывая отверстия (причём, справа налево), а читать – проводя пальцами по обратной стороне листа по выпуклым точкам слева направо. Многие годы Брайль неустанно совершенствовал шрифт, со временем в нём появились знаки препинания, цифры и даже ноты.
В 1829 г. изобретатель представил свою тактильную азбуку на рассмотрение совета Парижского государственного института для слепых детей. Однако учёные мужи её отвергли: по их мнению, шрифт Брайля сложно воспринимать… зрячим преподавателям. Между тем, «целевая аудитория» - незрячие и слабовидящие - по достоинству оценили новый шрифт и настаивали на включении его в программу института. Дискуссия затянулась на долгие годы. Не дремали и конкуренты: неутомимый Барбье активно лоббировал свою «ночную азбуку», альтернативный тактильный шрифт разработал английский тифлопедагог Уильям Мун. Но в итоге победа осталась всё-таки за детищем Брайля. В 1837 г. была издана первая книга, написанная его шрифтом - «История Франции».
С середины XIX столетия азбука Брайля начала победное шествие по миру. В 1852 г. её наконец-то принял Парижский государственный институт для слепых детей, спустя ещё два года - признали в других учебных заведениях Франции и в нескольких европейских странах. А в 1878 г. на конгрессе в Риме изобретение Луи Брайля провозгласили наиболее оптимальным инструментом для чтения и письма незрячих людей.
К сожалению, создатель тактильной азбуки не дожил до своего триумфа: он скончался от туберкулёза в 1852 г., прожив всего 43 года. По воспоминаниям друзей, незадолго до смерти Луи Брайль сказал, что его земная миссия завершена, и он не жалеет о том, что почти всю жизнь не видел света: «Господу было угодно, чтобы перед моими глазами всегда стояло ослепляющее великолепие вечной надежды». Человека, подарившего надежду миллионам незрячих людей во всём мире, похоронили на кладбище его родного города Кувре. А сто лет спустя, в знак признания выдающихся заслуг, прах Луи Брайля перенесли в парижский Пантеон – место упокоения самых известных сынов Франции.
Кириллица на ощупь
Во второй половине XIX в. шрифт Брайля «добрался» и до России. Впервые адаптировал его для кириллического шрифта Денис Михайлович Оболенский. Он родился в 1844 г. в семье, принадлежавшей к старинному княжескому роду. Оболенский, как и Брайль, потерял зрение ещё ребёнком, однако это не помешало ему получить прекрасное домашнее образование. Преподаватель немецкого языка много рассказывал Денису о системе обучения незрячих детей в Германии, о выдающихся политиках и учёных, которым слепота не помешала достичь успеха. В 1857 г. семья Оболенских выехала в Германию, чтобы показать Дениса местным окулистам. Медики не помогли, однако за границей юный князь впервые услышал о шрифте Брайля. За четыре года он в совершенстве овладел тактильной азбукой, научившись читать и писать по ней на трёх языках.
Вернувшись на родину, Оболенский адаптировал рельефно-точечную систему Брайля для русского языка: буквам кириллического алфавита, произносимым одинаково с французскими, оставил «брайлевские» комбинации точек, а для букв, не имевших сходства - придумал новые. Правда, азбука Оболенского оказалась не слишком удачной и впоследствии была заменена шрифтом, разработанным русским тифлопедагогом Екатериной Трумберг в 1881 г. Именно им пользуются сегодня незрячие в России и ряде стран ближнего зарубежья. А в 1885 г. увидела свет первая книга на «русифицированном» языке Брайля - «Сборник статей для детского чтения, изданный и посвященный слепым детям Анною Адлер». Издатель книги - яркая, незаурядная женщина, многое сделавшая для просвещения незрячих детей. Благодаря Анне Александровне Адлер, в Румянцевском музее Москвы появилась первая в России библиотека книг, написанных шрифтом Брайля.
Известный офтальмолог, секретарь Одесского отделения попечительства о слепых Г. Миткевич учредил в своём городе брайлевскую типографию, издававшую поэтические сборники А. Кольцова и произведения Н. Гоголя. Вскоре книги с рельефно-точечным шрифтом стали пользоваться таким спросом, что «особая» типография открылась и в столице империи Санкт-Петербурге, в здании Александро-Мариинского училища. В 1898 г. в России появился первый журнал для незрячих «Досуг слепых».
Книги на «языке точек» активно издавались и в СССР, «первой ласточкой» советской брайлевской литературы стало собрание сочинений В. Ленина, увидевшее свет в 1924 г. Двенадцать лет спустя, при московском учебно-педагогическом издательстве создали редакцию литературы для слепых: граждан, утративших зрение, в массовом порядке обучали чтению и письму по системе Брайля. Специально для них на тактильный шрифт перевели пособия по ликбезу и учебники для начальной школы. Причём, обучение велось не только на русском, но и на других языках народов СССР: так возникли татарский, украинский, грузинский и многие другие брайлевские алфавиты.
Со временем техника совершенствовалась: появилась шестиклавишная печатная машинка Брайля, позволявшая печатать «волшебные» точки на обыкновенном листе бумаги; принтеры для тиснения брайлевского шрифта; специальные электронные машины, гаджеты и компьютеры, адаптированные для нужд незрячих людей. На фоне стремительного научно-технического прогресса начались разговоры о том, что рельефно-точечный шрифт и «чтение пальцами» безнадёжно устарело. Однако большинство тифлопедагогов уверены: система Луи Брайля и по сей день является для незрячих основой грамотности, универсальным инструментом познания окружающего мира. По их мнению, в обозримом будущем её ничто не сможет заменить.
Но, пожалуй, лучшая эпитафия шрифту Брайля принадлежит нашему соотечественнику, незрячему поэту, написавшему:
«Я через тьму не перепрыгнул,
Но я пробил во тьме окно
Размером с брайлевскую книгу.
Мне дарит яркий свет оно».
Возможно, это луч того самого «ослепляющего великолепия вечной надежды», которое освещало жизнь Луи Брайля, подарившего незрячим людям уникальный ключ к познанию окружающего мира.