Павел Воробьёв
- В нашей стране они развиваются стремительно, хотя зачастую мы этого даже не замечаем. Недавно наблюдал забавную сцену: женщина звонит по «мобильнику» в телефонную компанию, хочет отключить некую опцию, а ей отвечает робот. Но она не понимает, что разговаривает с «машиной» – возмущается, требует быстро решить проблему. А ведь это самый примитивный вариант ИИ, сегодня существуют куда более продвинутые технологии. Например, когда звоним в банк, я не уверен, что мы всегда разговариваем с человеком: полагаю, что зачастую нам отвечает ИИ.
Представьте картину: в ваш дом пришли гости, среди них – дама по имени Алиса. Вы обращаетесь к ней со словами «Алиса, дорогая…», и тут вдруг «оживает» ваш телевизор и бесстрастно вещает: «Я не ваша «дорогая», что вы хотели спросить?». Это отвечает голосовой помощник «Алиса», я сам был свидетелем такой ситуации. Когда израильтяне (американцы это купили) создавали Siri, они, прежде всего, специально выяснили, что людей с таким именем не существует. Поэтому у тех, кто использует Siri, проблем не возникает, а за наших соотечественниц по имени Алиса зачастую начинают отвечать их телефоны.
Примеров, иллюстрирующих бурное развитие ИИ в нашей стране, в том числе – в медицине, можно приводить много, но есть серьёзная проблема: стремление наших регуляторных органов всё зарегистрировать, зарегулировать и засертифицировать. Так, например, несколько лет назад были выпущены методические рекомендации Росздравнадзора, в которых предлагалось провести регистрацию изделий IT-технологий в медицинской сфере. К счастью, чиновники пока не преуспели: ведь подобная регистрация попросту остановит развитие медицинских IT-технологий. Их пытаются приравнять к изделиям медицинского назначения, но это абсурд: как можно проводить компьютерной программе токсикологическую экспертизу, тестировать её на безопасность? Она может вас отравить или поранить?
Чтобы эффективно регулировать IT-технологии необходимо разработать принципиально иные критерии. Год назад я обращался в Росздравнадзор с предложением создать такую методику, но ответа не последовало. На одной из недавних конференций с участием представителей Росздравнадзора я вновь поставил этот вопрос. Причём, весьма резко: В. Путин подписал указ о развитии ИИ, а ваше ведомство фактически указ саботирует, настаивая на регистрации технологий ИИ, как изделий медицинского назначения – это 2 года и миллионы рублей. Очень они на меня обиделись, однако буквально через 2-3 недели выступили с инициативой собрать «айтишную» общественность и обсудить проблему.
Собралось человек 60 экспертов. Сначала было всё очень благостно: нам рассказывали о зарубежном опыте, как все медицинские IT-технологии «прекрасно» регулируется в США и Европе. Мне опять пришлось выступить возмутителем спокойствия и рассказать, что на самом деле западная система регулирования крайне неэффективна. Так, например, немецкие коллеги жаловались, что много лет не могут «пробить» использование телемедицинских технологий, поскольку в Германии нет соответствующей нормативно-правовой базы. И лишь недавно Бундестаг разрешил их использование с 2020 г. А у нас «телемедицинский» закон действует уже два года. Так кто же из нас отстаёт и кому на кого следует равняться?
В итоге вместо обсуждения четырёх предложенных нам документов мы за два часа обсудили всего два пункта одного-единственного документа. Возражений масса. Поэтому очевидно, что регуляторика будет меняться: слишком много предложений и наработок вступают в противоречие с вариантами регулирования, предложенными Росздравнадзором, слишком быстро меняется отрасль.
Наше предложение простое. Есть у вас некий программный продукт – сертифицируйте его в заявительной форме. А уже затем (скажем, в течение года) приносите данные о том, что реально позволяет сделать ваш продукт. Приложите к отчёту научные публикации. Если же регистрировать программный продукт, как медицинское изделие, вам придётся проводить клинические испытания. Представьте: ставит ваш программный продукт, условно говоря, 200 диагнозов. По каждому заболеванию вам нужно набрать хотя бы 50 человек. Никто этим заниматься не будет - уйдут программисты делать игры или заделаются хакерами и станут грабить банки. Поэтому, я надеюсь, мы всё-таки будем услышаны, и регуляторную политику Росздравнадзора в этом сложном, быстро развивающемся сегменте всё-таки изменят.
Представьте картину: в ваш дом пришли гости, среди них – дама по имени Алиса. Вы обращаетесь к ней со словами «Алиса, дорогая…», и тут вдруг «оживает» ваш телевизор и бесстрастно вещает: «Я не ваша «дорогая», что вы хотели спросить?». Это отвечает голосовой помощник «Алиса», я сам был свидетелем такой ситуации. Когда израильтяне (американцы это купили) создавали Siri, они, прежде всего, специально выяснили, что людей с таким именем не существует. Поэтому у тех, кто использует Siri, проблем не возникает, а за наших соотечественниц по имени Алиса зачастую начинают отвечать их телефоны.
Примеров, иллюстрирующих бурное развитие ИИ в нашей стране, в том числе – в медицине, можно приводить много, но есть серьёзная проблема: стремление наших регуляторных органов всё зарегистрировать, зарегулировать и засертифицировать. Так, например, несколько лет назад были выпущены методические рекомендации Росздравнадзора, в которых предлагалось провести регистрацию изделий IT-технологий в медицинской сфере. К счастью, чиновники пока не преуспели: ведь подобная регистрация попросту остановит развитие медицинских IT-технологий. Их пытаются приравнять к изделиям медицинского назначения, но это абсурд: как можно проводить компьютерной программе токсикологическую экспертизу, тестировать её на безопасность? Она может вас отравить или поранить?
Чтобы эффективно регулировать IT-технологии необходимо разработать принципиально иные критерии. Год назад я обращался в Росздравнадзор с предложением создать такую методику, но ответа не последовало. На одной из недавних конференций с участием представителей Росздравнадзора я вновь поставил этот вопрос. Причём, весьма резко: В. Путин подписал указ о развитии ИИ, а ваше ведомство фактически указ саботирует, настаивая на регистрации технологий ИИ, как изделий медицинского назначения – это 2 года и миллионы рублей. Очень они на меня обиделись, однако буквально через 2-3 недели выступили с инициативой собрать «айтишную» общественность и обсудить проблему.
Собралось человек 60 экспертов. Сначала было всё очень благостно: нам рассказывали о зарубежном опыте, как все медицинские IT-технологии «прекрасно» регулируется в США и Европе. Мне опять пришлось выступить возмутителем спокойствия и рассказать, что на самом деле западная система регулирования крайне неэффективна. Так, например, немецкие коллеги жаловались, что много лет не могут «пробить» использование телемедицинских технологий, поскольку в Германии нет соответствующей нормативно-правовой базы. И лишь недавно Бундестаг разрешил их использование с 2020 г. А у нас «телемедицинский» закон действует уже два года. Так кто же из нас отстаёт и кому на кого следует равняться?
В итоге вместо обсуждения четырёх предложенных нам документов мы за два часа обсудили всего два пункта одного-единственного документа. Возражений масса. Поэтому очевидно, что регуляторика будет меняться: слишком много предложений и наработок вступают в противоречие с вариантами регулирования, предложенными Росздравнадзором, слишком быстро меняется отрасль.
Наше предложение простое. Есть у вас некий программный продукт – сертифицируйте его в заявительной форме. А уже затем (скажем, в течение года) приносите данные о том, что реально позволяет сделать ваш продукт. Приложите к отчёту научные публикации. Если же регистрировать программный продукт, как медицинское изделие, вам придётся проводить клинические испытания. Представьте: ставит ваш программный продукт, условно говоря, 200 диагнозов. По каждому заболеванию вам нужно набрать хотя бы 50 человек. Никто этим заниматься не будет - уйдут программисты делать игры или заделаются хакерами и станут грабить банки. Поэтому, я надеюсь, мы всё-таки будем услышаны, и регуляторную политику Росздравнадзора в этом сложном, быстро развивающемся сегменте всё-таки изменят.