Дмитрий Казённов
В 1984 г. в Ереване открылся Музей русского искусства – первый советский музей частной коллекции, переданной в дар государству. Более двухсот живописных полотен, скульптур и рисунков подарил «городу и миру» знаменитый советский уролог, профессор, доктор медицинских наук Арам Яковлевич Абрамян.
Этого выдающегося врача иногда называют основоположником советской школы урологии. Профессор Е.И. Чазов в автобиографической книге «Здоровье и власть» писал об А.Я. Абрамяне: «Он был хирургом от Бога в самом всеобъемлющем смысле этого слова. Современники называли его «мудрый Арам» - интуиция и логика, оперативная техника и искусство врачевания слились в нем воедино».
А вот что пишет известный собиратель предметов искусства В.А. Дудаков об Абрамяне-коллекционере: «Он не был эстетом и не всегда понимал ценность работ своего собрания, но как настоящий учёный стремился систематизировать коллекцию, настойчиво пополняя пробелы в ней».
Араму Яковлевичу удалось преуспеть во всём.
«Армянский переулок» Абрамяна
Вопроса «кем быть?» для юного Арама не существовало: ещё в детстве он принял твёрдое решение стать врачом, хотя родители будущего уролога не имели отношения к медицине. Путь к мечте оказался тернистым: в 1918 г. 20-летний патриот добровольно ушёл на фронт - сражаться с турками, вторгнувшимися на территорию Армении. Лишь после победы над врагом Арам отправился в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета.
Закончив обучение и получив солидный опыт работы в университетской урологической клинике, Абрамян в 1929 г. приходит в Московский областной клинический институт (ныне - Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М. Ф. Владимирского). С МОНИКИ связана большая часть трудовой биографии Арама Яковлевича – 55 лет. Начинал ассистентом, затем – стал старшим научным сотрудником, а с 1950 г. - профессором, заведующим урологической клиникой. 60-коечное отделение Абрамяна коллеги шутливо называли «армянским переулком».
Под руководством выдающегося уролога в Московском областном клиническом институте впервые в СССР стали применять методы рентгено-кинематографии и радиоизотопной диагностики, испытали и внедрили аппарат для дробления камней мочевого пузыря «Урат-1». Огромной заслугой Арама Яковлевича стало открытие одного из первых в стране кабинетов ангиографии, оснащенного первоклассным комплексом ELEMA-Shonander, а также создание и оснащение кабинета эндоскопии.
В 1949 г. А.Я. Абрамяна назначили главным урологом управления Министерства здравоохранения СССР, годом позже - директором Научно-исследовательского института урологии Москвы. Он лечил «первых лиц» страны – Брежнева, Щёлокова и других партийных руководителей. Никогда перед ними не тушевался и порой принимал смелые врачебные решения, рискуя карьерой. Впрочем, двери кабинета «мудрого Арама» были открыты не только для высокопоставленных чиновников: больные приезжали к доктору со всех уголков огромной страны. Абрамян стремился помочь каждому.
Многочисленные ученики своего наставника уважали, но немного побаивались. Член-корреспондент РАЕН, доктор медицинских наук А.П. Морозов рассказывал: «Запомнились его искусная хирургическая техника, жесткая дисциплина. Бывало, взглянет на нас, молодых, пошевеливая усами, - все вставали по стойке смирно! На клинических разборах он удивлял всех силой интеллекта и логики, сколько раз мы были свидетелями того, как из конгломерата умных мыслей рождалась субстанция разума».
А.Я. Абрамян стал автором более 100 научных работ о почечнокаменной болезни, опухолях почек, травматических повреждений мочеиспускательного канала, детской урологии. Его вклад в развитие медицинской науки оценили по достоинству, присвоив в 1969 г. звание Героя Социалистического Труда. Награды и титулы Арама Яковлевича можно перечислять долго, но, пожалуй, главная его заслуга – воспитание плеяды выдающихся советских и российских урологов.
«Я хочу, чтобы как можно больше людей всё это видело»
Произведения искусства Абрамян начал собирать с конца 1940-х гг. Он любил посещать комиссионки на Сретенке и Арбате, обменивался картинами с другими известными врачами-коллекционерами – А.Л. Мясниковым, Н.Н. Блохиным, А.В. Смольянниковым. Со временем в собрании Арама Яковлевича оказались шедевры М.В. Нестерова, К.А. Коровина, К.А. Сомова, Б.М. Кустодиева, Р.Р. Фалька и других мастеров. Специалисты, оценивая коллекцию Абрамяна, утверждали, что ему удалось представить почти все основные направления в изобразительном искусстве России конца XIX - начала XX вв.: от передвижников до художников-авангардистов из общества «Бубновый валет».
По воспоминаниям коллег и друзей, сдержанный и даже строгий Арам Яковлевич буквально преображался, когда начинал говорить об очередном приобретении. Рассказ начинался с торжественного «я взял…», а затем перечислялись фамилии художников и достоинства их работ.
Иные живописные полотна настолько нравились Абрамяну, что он готов был выложить за них весьма серьёзную сумму, хотя, как говорят, был скуповат и не любил швырять деньги на ветер. С тяжёлым вздохом отсчитывал коллекционер банкноты, забирал картину, а, придя домой, ставил её «лицом» к стене, словно наказывая за собственную финансовую невоздержанность. Но опала длилась недолго: Абрамян картину «амнистировал», и она занимала достойное место в числе других его приобретений. Впрочем, немало картин Арам Яковлевич получал в подарок. Так, например, холст Р. Фалька «В чёрной шали» преподнесла ему вдова художника А.В. Щекин-Кротова, а акварель «Собор монастыря в Гегарде» - профессор архитектуры С.А. Торопов, исцелённый Абрамяном в 1951 г.
Зачастую после смерти собирателя родственники покойного, равнодушные к произведениям искусства, быстро распродают его коллекцию, бережно создаваемую и хранимую десятилетиями. Поэтому на склоне лет А.Я. Абрамян все чащё задумывался о судьбе собранных им шедевров. В итоге он решил подарить свою коллекцию родному городу – Еревану. Так, в ноябре 1984 г., в столице Армении появился Музей русского искусства.
- Я хочу, чтобы как можно больше людей всё это видело, ко всей этой красоте приобщилось. Я знаю, как в Армении любят, как понимают и ценят русскую культуру. Знаю и именно поэтому завещал свое собрание Еревану, - говорил «виновник торжества», выступая на церемонии открытия музея.
С тех пор изменилось многое. В 1990 г. скончался А.Я. Абрамян, канул в Лету Советский Союз, Армения стала независимым государством. Но Музей русского искусства работает и сегодня. Его фойе украшает портрет А.Я. Абрамяна кисти Д. Налбандяна. Замечательный врач и коллекционер продолжает жить, оставаясь в памяти своих многочисленных друзей, учеников и благодарных пациентов.
Этого выдающегося врача иногда называют основоположником советской школы урологии. Профессор Е.И. Чазов в автобиографической книге «Здоровье и власть» писал об А.Я. Абрамяне: «Он был хирургом от Бога в самом всеобъемлющем смысле этого слова. Современники называли его «мудрый Арам» - интуиция и логика, оперативная техника и искусство врачевания слились в нем воедино».
А вот что пишет известный собиратель предметов искусства В.А. Дудаков об Абрамяне-коллекционере: «Он не был эстетом и не всегда понимал ценность работ своего собрания, но как настоящий учёный стремился систематизировать коллекцию, настойчиво пополняя пробелы в ней».
Араму Яковлевичу удалось преуспеть во всём.
«Армянский переулок» Абрамяна
Вопроса «кем быть?» для юного Арама не существовало: ещё в детстве он принял твёрдое решение стать врачом, хотя родители будущего уролога не имели отношения к медицине. Путь к мечте оказался тернистым: в 1918 г. 20-летний патриот добровольно ушёл на фронт - сражаться с турками, вторгнувшимися на территорию Армении. Лишь после победы над врагом Арам отправился в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета.
Закончив обучение и получив солидный опыт работы в университетской урологической клинике, Абрамян в 1929 г. приходит в Московский областной клинический институт (ныне - Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М. Ф. Владимирского). С МОНИКИ связана большая часть трудовой биографии Арама Яковлевича – 55 лет. Начинал ассистентом, затем – стал старшим научным сотрудником, а с 1950 г. - профессором, заведующим урологической клиникой. 60-коечное отделение Абрамяна коллеги шутливо называли «армянским переулком».
Под руководством выдающегося уролога в Московском областном клиническом институте впервые в СССР стали применять методы рентгено-кинематографии и радиоизотопной диагностики, испытали и внедрили аппарат для дробления камней мочевого пузыря «Урат-1». Огромной заслугой Арама Яковлевича стало открытие одного из первых в стране кабинетов ангиографии, оснащенного первоклассным комплексом ELEMA-Shonander, а также создание и оснащение кабинета эндоскопии.
В 1949 г. А.Я. Абрамяна назначили главным урологом управления Министерства здравоохранения СССР, годом позже - директором Научно-исследовательского института урологии Москвы. Он лечил «первых лиц» страны – Брежнева, Щёлокова и других партийных руководителей. Никогда перед ними не тушевался и порой принимал смелые врачебные решения, рискуя карьерой. Впрочем, двери кабинета «мудрого Арама» были открыты не только для высокопоставленных чиновников: больные приезжали к доктору со всех уголков огромной страны. Абрамян стремился помочь каждому.
Многочисленные ученики своего наставника уважали, но немного побаивались. Член-корреспондент РАЕН, доктор медицинских наук А.П. Морозов рассказывал: «Запомнились его искусная хирургическая техника, жесткая дисциплина. Бывало, взглянет на нас, молодых, пошевеливая усами, - все вставали по стойке смирно! На клинических разборах он удивлял всех силой интеллекта и логики, сколько раз мы были свидетелями того, как из конгломерата умных мыслей рождалась субстанция разума».
А.Я. Абрамян стал автором более 100 научных работ о почечнокаменной болезни, опухолях почек, травматических повреждений мочеиспускательного канала, детской урологии. Его вклад в развитие медицинской науки оценили по достоинству, присвоив в 1969 г. звание Героя Социалистического Труда. Награды и титулы Арама Яковлевича можно перечислять долго, но, пожалуй, главная его заслуга – воспитание плеяды выдающихся советских и российских урологов.
«Я хочу, чтобы как можно больше людей всё это видело»
Произведения искусства Абрамян начал собирать с конца 1940-х гг. Он любил посещать комиссионки на Сретенке и Арбате, обменивался картинами с другими известными врачами-коллекционерами – А.Л. Мясниковым, Н.Н. Блохиным, А.В. Смольянниковым. Со временем в собрании Арама Яковлевича оказались шедевры М.В. Нестерова, К.А. Коровина, К.А. Сомова, Б.М. Кустодиева, Р.Р. Фалька и других мастеров. Специалисты, оценивая коллекцию Абрамяна, утверждали, что ему удалось представить почти все основные направления в изобразительном искусстве России конца XIX - начала XX вв.: от передвижников до художников-авангардистов из общества «Бубновый валет».
По воспоминаниям коллег и друзей, сдержанный и даже строгий Арам Яковлевич буквально преображался, когда начинал говорить об очередном приобретении. Рассказ начинался с торжественного «я взял…», а затем перечислялись фамилии художников и достоинства их работ.
Иные живописные полотна настолько нравились Абрамяну, что он готов был выложить за них весьма серьёзную сумму, хотя, как говорят, был скуповат и не любил швырять деньги на ветер. С тяжёлым вздохом отсчитывал коллекционер банкноты, забирал картину, а, придя домой, ставил её «лицом» к стене, словно наказывая за собственную финансовую невоздержанность. Но опала длилась недолго: Абрамян картину «амнистировал», и она занимала достойное место в числе других его приобретений. Впрочем, немало картин Арам Яковлевич получал в подарок. Так, например, холст Р. Фалька «В чёрной шали» преподнесла ему вдова художника А.В. Щекин-Кротова, а акварель «Собор монастыря в Гегарде» - профессор архитектуры С.А. Торопов, исцелённый Абрамяном в 1951 г.
Зачастую после смерти собирателя родственники покойного, равнодушные к произведениям искусства, быстро распродают его коллекцию, бережно создаваемую и хранимую десятилетиями. Поэтому на склоне лет А.Я. Абрамян все чащё задумывался о судьбе собранных им шедевров. В итоге он решил подарить свою коллекцию родному городу – Еревану. Так, в ноябре 1984 г., в столице Армении появился Музей русского искусства.
- Я хочу, чтобы как можно больше людей всё это видело, ко всей этой красоте приобщилось. Я знаю, как в Армении любят, как понимают и ценят русскую культуру. Знаю и именно поэтому завещал свое собрание Еревану, - говорил «виновник торжества», выступая на церемонии открытия музея.
С тех пор изменилось многое. В 1990 г. скончался А.Я. Абрамян, канул в Лету Советский Союз, Армения стала независимым государством. Но Музей русского искусства работает и сегодня. Его фойе украшает портрет А.Я. Абрамяна кисти Д. Налбандяна. Замечательный врач и коллекционер продолжает жить, оставаясь в памяти своих многочисленных друзей, учеников и благодарных пациентов.