Дмитрий Казённов
Российские и зарубежные художники представили свои работы в галерее Фонда культуры «Екатерина». Выставка «Прорыв» была призвана поддержать развитие паллиативной помощи и новых медицинских технологий в России.

Для людей науки и искусства прорыв – это творческое озарение, позволяющее решить самую сложную задачу; новые возможности для движения вперёд; открытия, способные не просто изменять, но определять будущее человечества. Ещё полвека назад американский философ Элвин Тоффлер писал о том, что человечество врывается в новую эру, и этот прорыв можно сравнить с переходом из каменного века в мир первых цивилизаций. В наше время движение ускорилось неимоверно, безжалостно переформатируя сознание и менталитет тех, кто ещё живёт вчерашним днём, хотя на дворе уже давно наступило завтра. Но существуют и неподвластные вездесущему техническому прогрессу любовь, милосердие, сострадание.
Эти вечные ценности в окружении кипящего водоворота эпохи перемен отражены в картинах молодых художников, участников международного творческого конкурса, цель которого - обратить внимание общества на важность развития паллиативной помощи и новых технологий в медицине. На выставке, проходившей в галерее фонда «Екатерина», было представлено более 70 работ.
По словам куратора проекта, искусствоведа Михаила Сидлина, «искусство обладает терапевтической функцией, и оно обращается к «вечным вопросам», находясь на новом витке своего развития. Искусство XXI века невозможно без обширного технологического багажа, а технологии XXI века – без эстетической фиксации. Точка сложного баланса «искусство – технология» и есть точка прорыва».
Лауреатом творческого конкурса стала Виктория Киридон, студентка 3 курса художественного факультета Красноярского государственного института искусств. Второе место разделили Анагит Цатурян из Екатеринбурга и Акритиду Пинелопи из Салоников (Греция). На третьем месте ещё теснее: Елена Черткова (Саратов), Кристина Капелюх (Эдинбург, Великобритания), и Олег Комаров (российский художник, учится в Германии).
Да простят меня те, кто взошёл на высшие ступеньки виртуального арт-пьедестала, но картины именно «третьих» участников конкурса особенно впечатлили автора этих строк. Магически притягивает взгляд полотно К. Капелюх «Душа»: сквозь человеческое тело прорастают цветы лотоса. «В то время, как наша плоть может болеть и страдать, душа непобедима и бессмертна вне зависимости от заболеваний, - пишет художница. - В моей работе её символизируют цветы лотоса…, провозглашая превосходство и победу духа над материей. Эта работа о моём понимании взаимосвязи между медициной, телом и душой».
У нескольких рисунков О. Комарова, представленных на выставке, нет названия. На первый взгляд, кажется, будто художник случайно пролил акварель на бумагу, и краска растеклась по листу, образуя причудливые полосы. В чём подвох? Оказывается, Комарова вдохновили иллюстрации из… патогистологического атласа. Современная медицинская аппаратура сделала доступным для обозрения «ландшафт» человеческого тела - строение его внутренних органов. Обычно изучают эти затейливые «пейзажи» исключительно врачи, но художник превращает научные иллюстрации в живописные произведения, придавая медицинским данным эстетическую форму. Неискушённому зрителю и в голову не придёт, что изящные контуры на бумаге могут быть «портретом» патологических образований, а яркие цвета и узоры рисунка - результатом воздействия на организм пациента специальных красителей, необходимых для диагностики.
Специального приза удостоилась Анастасия Кайзер из Академии архитектуры и искусств Южного федерального округа. На её картине с говорящим названием «Делай добро» красные нити соединяют протянутые навстречу руки, образуя общую «кровеносную систему». Такова, по мысли художницы, природа доброты, сближающей даже незнакомых людей.
Похожий сюжет видим и у московской художницы Анны Маковеевой - две тянущиеся друг к другу руки, как на знаменитой фреске Микеланджело «Сотворение Адама». Вот только руки эти - в рентгеновском «разрезе» и объединяют их провода. Название работы «Радиология. Жизнь снимка». По мнению Анны, радиология и рентгенография - области медицины, которые можно назвать высокотехнологичным искусством. Недаром в научных журналах публикуются статьи о том, что изучение живописи может улучшить профессиональные навыки радиолога: речь идёт об осознанном восприятии изображения, когда врач обращает внимание на незначительные, на первый взгляд, детали, которые могут оказаться важными для диагностики. Одна из таких статей заинтересовала художницу: связь радиологии и искусства стала темой её картины.
Сильное впечатление производит работа Анастасии Гадальшиной «Человеку нужен человек»: медсестра заботливо обнимает пациентку, сидящую в инвалидной коляске. Мрачные серые стены больничной палаты контрастируют с яркими красками летнего пейзажа за окном. По замыслу автора, картина отражает суть паллиативной помощи, без которой жизнь тяжелобольного превращается в мучительное ожидание неизбежного.
Помимо живописных полотен, на выставке было представлено несколько масштабных художественных инсталляций. Одна из них, работа Ольги и Олега Татаринцевых, посвящалась советскому генетику Владимиру Павловичу Эфроимсону, впервые описавшему ген альтруизма – основополагающего принципа паллиативной помощи. К слову, 21 ноября 2018 г. исполнилось 110 лет со дня рождения этого выдающегося учёного.
«Медицина слагается из науки и искусства», - утверждал австрийский врач и публицист Гуго Глязер. С помощью инновационного оборудования и новейших лекарственных препаратов врачи исцеляют людей, а искусство благотворно влияет на их эмоциональный настрой, привнося в жизнь радость и гармонию. Вот почему столь важны социальные проекты, позволяющие не только поддержать талантливых художников, но и привлечь внимание общества к проблемам оказания паллиативной помощи в России.