Дмитрий Казённов
Многие пациенты в России убеждены: главные в медицине – врачи, а медсёстры, подобно секретаршам, лишь исполняют их указания. Так было в советские времена, но они давно канули в Лету: сегодня медицинская сестра не просто ассистент доктора, а хорошо подготовленный специалист, умеющий выполнять лечебные процедуры, ставить предварительный диагноз, отслеживать состояние больного и оперативно реагировать на его ухудшение. О стандартах работы медицинских сестёр и их профессиональной подготовке мы говорим с генеральным директором некоммерческого партнёрства «Ассоциация специалистов с высшим сестринским образованием», ученым секретарем ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, кандидатом медицинских наук, доцентом А.В. Гажевой и заместителем генерального директора Ассоциации, главным специалистом отделения кадрового обеспечения в здравоохранении ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России Ю.В. Бурковской.


«Стандарты пишутся не за неделю»

- Расскажите о целях и задачах вашей Ассоциации.

А. Гажева: Наша организация была создана в 2010 г., она призвана отстаивать интересы медицинских сестёр, в первую очередь специалистов с высшим сестринским образованием, включая профессиональное обучение, повышение квалификации и трудоустройство.

- Уже несколько лет ваша Ассоциация занимается разработкой стандартов простых медицинских услуг. О каких именно стандартах идёт речь и для чего они нужны?

А.Г.: На сегодняшний день, если говорить о практической деятельности специалистов с высшим и средним сестринским образованием, в России существует несколько типов «стандартов». Есть национальные стандарты выполнения простых медицинских услуг. Они помогают в обучении, повышении квалификации и совершенствовании владения практическими навыками специалистов сестринского дела. Благодаря им, у нас соблюдаются одинаковые принципы при выполнении манипуляций. Проще говоря, помогают оказывать качественную медицинскую помощь.
Второй тип стандартов, которыми руководствуются как сёстры, так и врачи – профессиональные. Они разрабатываются в России с 2013 г., объединяют информацию о требованиях к специалисту и содержат перечень их основных функций.

Ю. Бурковская: Работы по стандартизации в здравоохранении начались в нашей стране в конце 90-х годов прошлого века, под руководством профессора П.А. Воробьева. Благодаря этой работе мы имеем на сегодняшний момент клинические рекомендации, стандарты медицинской помощи, порядки оказания медицинской помощи и ГОСТы по различным аспектам профессиональной деятельности среднего медицинского персонала.
Еще одно направление деятельности – это разработка профессиональных стандартов в здравоохранении. Основная особенность профессиональных стандартов в том, что создают их профессиональные сообщества по согласованию с Министерством здравоохранения РФ, а право окончательного утверждения принадлежит Министерству труда и социальной защиты. Наша Ассоциация является основным разработчиком первых профессиональных стандартов для специалистов со средним и высшим сестринским образованием, то есть, для медсестёр, фельдшеров, лаборантов и так называемых «управленцев в области сестринского дела».

- Вы сказали, что разработка этих стандартов ведётся с 2013 г., когда они будут утверждены?

А.Г.: Мы предполагаем, что большой массив профессиональных стандартов Министерство труда и социальной защиты утвердит в ближайшие полгода. Но перед этим они должны пройти экспертизу, общественное обсуждение; необходимо урегулировать многие правовые и юридические вопросы. Стандарты пишутся не за неделю…

- Неужели за пять лет?

Ю.Б.: Дело в том, что с 2013 г. приоритетной задачей была разработка профессиональных стандартов для врачебного сообщества, а о стандартах для сестёр речь идёт лишь последние года три. К тому же, процесс разработки профессиональных стандартов подразумевает внесение изменений в действующее федеральное законодательство.

- Означает ли это, что профстандарты медсестёр оказались в тени разработки аналогичных стандартов для врачей?

А.Г.: Нет, такая формулировка некорректна. Профессиональные стандарты для врачей разрабатывались, в первую очередь, для выпускников медицинских вузов в связи с изменениями программы обучения. Будущим врачам предстояло пройти аккредитацию, для этого были необходимы профессиональные стандарты, вот их и начали разрабатывать в первую очередь. А у медсестёр первая аккредитация прошла лишь в этом году. Поэтому мы не были в тени: просто знали, что у нас по плану аккредитация начнётся позже.

Ю.Б.: Фактически мы оказались даже в более благоприятных условиях, чем профессиональные врачебные сообщества, поскольку получили больше времени на подготовку. При этом у врачей около 100 специальностей, а у нас всего 30.

«Профессиональный стандарт сиделок не решает проблем, но создаёт новые»

- Летом Министерство труда и социальной защиты РФ утвердило профессиональные стандарты работы сиделок. Насколько нам известно, ваше отношение к документу отрицательное…

А.Г.: Скажем так – неоднозначное. Инициатором разработки этого профстандарта стала Ассоциация патронажа. Её главная задача – объединение специалистов, занимающихся уходом на дому, в том числе и тех, кто не имеет отношения к системе здравоохранения. Откроем любую газету с рекламными объявлениями и увидим хотя бы несколько предложений по уходу за больными на дому, их дают те, кто называет себя сиделками. Именно «называет», поскольку у многих из них нет медицинского образования. Возможно, какое-то время они ухаживали за больными родственниками, а теперь предлагают свои услуги, акцентируя внимание на «богатом опыте» и уверяя, что смогут обеспечить полноценный уход за пациентом на дому. Руководители Ассоциации патронажа понимали, что многие «специалисты по уходу», мягко говоря, не профессионалы, поэтому решили «легализовать» их деятельность, разработав профстандарты для сиделок совместно с Российской ассоциацией медицинских сестёр. Поскольку каждый профессиональный стандарт должен согласовываться с отраслевым министерством, документ оказался в Минздраве, а затем министерство обратилось к нам, чтобы мы дали своё заключение. Оно оказалось отрицательным.

- Почему?

- А.Г.: Профессиональный стандарт сиделки фактически объединил обязанности медсестры и социального работника. Произошло смешение двух разных профессий, каждая из которых обладает чётко регламентируемыми требованиями к образованию, допуску к профессиональной деятельности и т.д. Да и относятся эти профессии к разным ведомствам – Минздраву и Минтруда.
И второй важный момент: хотя речь шла фактически о совмещении двух профессий, проект допускал к работе сиделок не с профильным образованием, а всего лишь с профессиональным обучением. Почувствуйте разницу: чтобы получить профессиональное образование человек учится несколько лет и получает диплом. Поскольку, согласно проекту Ассоциации патронажа, сиделка совмещает две профессии, то в идеале она должна иметь два образования. Однако, по мнению авторов, сиделке достаточно пройти лишь профессиональное обучение: по нормам действующего законодательства его продолжительность не регламентирована Для сравнения – на сантехника учат от 100 часов, на маляра – 90.

Ю.Б.: В проекте профессионального стандарта было заявлено: сиделка должна оказать первую помощь при кардиогенном шоке. Но такую помощь вообще-то оказывают врачи-реаниматологи, да и то не всегда успешно.

А.Г.: Словом, обучение сиделки, совмещающей две серьёзные профессии, оказывается донельзя минимизированным. Этого мы одобрить не могли и донесли свою точку зрения до Минздрава. Наше мнение передали разработчикам проекта, они частично учли наши замечания и предложения. Так, например, в итоговом варианте стандартов (Минтруд утвердил их этим летом) перечислены манипуляции сиделки, связанные непосредственно с уходом за пациентом: кормление, профилактика пролежней и т.п., а упоминаний о профессиональной медицинской или сестринской деятельности сиделок не осталось. Зафиксированы лишь те навыки, которые можно получить не в рамках профобразования, а в рамках профобучения.

Ю.Б.: Стандарты приняты, но вопросы остались. Мы по-прежнему не понимаем, что это за специалист и куда он будет трудоустраиваться? Авторы профессионального стандарта хотели вывести профессию сиделки из «тени», повысить квалификацию специалистов по уходу. Но ведь должны быть и работодатели, принимающие их на работу.

- Медицинские учреждения?

А.Г.: В системе здравоохранения уже есть группа профильных специалистов - младшая медицинская сестра по уходу. Это официальная должность, у неё есть собственный профессиональный стандарт, программы подготовки и рабочие места в системе здравоохранения. Таким образом, у сиделок и медсестёр по уходу фактически одинаковые обязанности. Нигде ведь не сказано, что медсестра по уходу обязана работать лишь в стационаре: она имеет полное право осуществлять уход за пациентом и на дому. Вот и получили мы два похожих профстандарта.

Ю.Б.: В России существует дефицит сиделок, есть серьёзные проблемы с уходом за пациентами на дому. Однако профессиональный стандарт сиделок их не только не решает, но создаёт новые. Он никак не улучшает качество услуг: как и раньше люди станут искать сиделок в интернете, и, стало быть, по-прежнему сталкиваться с теми, кто не имеет необходимых навыков работы. Вот почему мы не можем положительно оценивать этот профессиональный стандарт.

«Зачастую речь идёт не о нехватке кадров, а об их нерациональном использовании»

- В каких учебных заведениях проходит подготовка медицинских сестёр, сколько длится их обучение?

А.Г.: Сегодня подготовка специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием проходит более чем в 460 колледжах системы Министерства здравоохранения РФ. Также обучение проводят организации, подведомственные Министерству образования. В среднем ежегодно они готовят около 60 тыс. человек.
С этого года действует новая система допуска к профессиональной деятельности: впервые была проведена аккредитация специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием. Она проходила в два этапа: тестирование и проверка практических навыков. Профессиональную подготовку выпускников проверяла аккредитационная комиссия, состав которой утверждается Минздравом. В каждом субъекте России - своя комиссия. Возглавляет её представитель профессионального сообщества, обычно руководитель региональной профессиональной ассоциации. К слову, более чем в 70 регионах РФ есть организации, объединяющие специалистов сестринского дела. Членами комиссии становятся представители работодателей – медицинских организаций – и сотрудники образовательных учреждений. Благодаря аккредитации, можно объективно оценить не только уровень подготовки выпускника, но и качество преподавания в учебном заведении.

- Есть ли принципиальные отличия в обучении медицинских сестёр в России и за рубежом?

Ю.Б.: Безусловно. Различия в подготовке есть даже среди стран Евросоюза, а, например, американская система серьёзно отличается от европейской. Принципиальное отличие от России в том, что за рубежом профессиональное обучение длится дольше. В Европе медсестра учится в медицинской школе, скажем, два года, получив определённый уровень знаний и умений. Если она хочет развиваться дальше, идти в узкоспециализированную или высокотехнологичную медицину, то продолжает учиться, в общей сложности, ещё лет 8 и даже более. У нас же сегодня – 4 года среднее профессиональное образование либо 4 года бакалавриата. Впрочем, в ближайшем будущем в России, по аналогии с европейскими странами, планируется открыть магистратуры, где специалист сестринского дела сможет получить узкую специализацию: управление сестринской деятельностью, разные виды клинической практики и так называемые «направления научных исследований». За рубежом углублённая и специализированная подготовка специалистов сестринского дела происходит именно на уровне магистратуры.

- Многие сетуют на нехватку специалистов со средним медицинским образованием в России...

А.Г.: Я бы с осторожностью относилась к подобным сетованиям. Существует методика расчёта потребности в кадрах – как врачебных, так и сестринских. Она позволяет каждому субъекту РФ (а с этого года – и каждой медицинской организации) самостоятельно определять оптимальное количество врачей и медсестёр. По официальным данным Минздрава, дефицит специалистов со средним медицинским образованием ныне составляет свыше 120 тыс. человек. Но, на мой взгляд, проблема зачастую связана не с дефицитом, а с дисбалансом: во многих случаях речь идёт не о нехватке кадров, а об их нерациональном использовании.
Так уж сложилось, что в нашей стране стационарная помощь оказалась в большем приоритете, чем амбулаторная – и в профессиональном плане, и в объёмах финансирования. Итог - профицит кадров в стационаре и дефицит в поликлиниках. В идеале нужно бы переместить в поликлиники часть персонала из стационаров. Может также не хватать медсестёр (и врачей) определённых категорий: например, в психиатрии. Зато в педиатрии, терапии и хирургии их вполне достаточно. Словом, главная проблема в том, насколько рационально медицинские учреждения используют свои кадры.

Ю.Б.: Кстати, 5% специалистов со средним медицинским образованием – мужчины.

- И насколько охотно они идут на эту работу?

Ю.Б.: Идут охотно, но, к сожалению, быстрее уходят из профессии: ведь им нужно содержать семью, а зарплаты… Впрочем, это тема для отдельного разговора.

- Сегодня медицинские технологии стремительно совершенствуются. Вносятся ли соответствующие коррективы в стандарты профессиональной подготовки медсестёр, поспеваем ли за научно-техническим прогрессом?

Ю.Б.: Безусловно, это одна из главных наших задач. Образование медсестёр осуществляется по современным федеральным образовательным стандартам, которые интенсивно переутверждаются. Таким образом, любой специалист получает необходимые навыки работы с самым современным на данный момент медицинским оборудованием.

- Не секрет, что в наше время профессия медицинской сестры, мягко говоря, не очень популярна среди молодёжи. Что, на ваш взгляд, нужно сделать для повышения её престижа? Помимо повышения зарплаты, разумеется…

А.Г.: Знаете, как показывает практика и проведённые недавно научные исследования, далеко не всегда повышение профессионального престижа определяется исключительно ростом зарплаты. И не только деньги влияют на качество медицинской помощи и сестринской деятельности. Престиж профессии заключается в том, чтобы медсестра занималась своими прямыми обязанностями. Если она вынуждена лишь убирать кабинет врача и исполнять «ответственные» поручения вроде «отнеси-принеси», то никакая зарплата её мотивировать не сможет. Но если сестра получает возможность осуществлять самостоятельный приём пациента в поликлинике, нести за него ответственность в пределах своих полномочий и компетенции, у неё появляется не только достойный уровень зарплаты, но и профессиональная гордость.

Ю.Б.: Сегодня, как на федеральном, так и на региональном уровне, проходит немало мероприятий, направленных на повышение престижа профессии медсестры. Так, например, несколько лет назад ежегодный конкурс на лучшего специалиста со средним медицинским образованием стал федеральным. Его победителям и призёрам вручается солидное денежное вознаграждение. Конкурс проводится под эгидой Минздрава и, безусловно, способствует повышению престижа нашей профессии.

А.Г.: В последние годы медицинские сёстры получили уникальные возможности для профессионального развития: он могут заниматься научными исследованиями, наравне с врачами становится кандидатами медицинских наук. Есть даже доктора медицинских наук, начинавшие карьеру с обучения в колледжах сестринскому делу. Я знаю медсестёр, ставших директорами медицинских колледжей, хосписов и других медучреждений. Одна из советников вице-губернатора Санкт-Петербурга по образованию медсестра, она занимается вопросами городского здравоохранения.
Помните знаменитое высказывание Наполеона о том, что каждый его солдат носит в своём ранце маршальский жезл? Мы, в свою очередь, можем сказать: у каждой медсестры в медицинской сумке лежит докторская степень. И возможность серьёзного карьерного роста.