Дмитрий Казённов
«Если вы ищите памятник – оглянитесь вокруг». Эта надпись на латинском языке украшает скромную могилу выдающегося английского архитектора, математика, астронома и врача XVII столетия Кристофера Рена, погребённого внутри своего творения - величественного собора Святого Павла в Лондоне. Со временем «надгробный памятник» Рена стал пантеоном самых известных людей Британской империи.
Кристофер Рен родился в 1632 г., на излёте эпохи Возрождения, подарившей человечеству плеяду гениальных творцов - учёных, поэтов, художников, драматургов, философов. Они жаждали великих свершений, желали постичь все тайны природы, бросали вызов устоявшимся традициям и признанным авторитетам. Рен похож на своих знаменитых предшественников: он обладал пытливым умом, энциклопедическими знаниями, научные труды и смелые эксперименты учёного значительно опередили его время. И хотя Рен жил и творил гораздо позже таких титанов Ренессанса как Микеланджело, да Винчи или Коперник, его с полным правом можно назвать человеком эпохи Возрождения.
Мал, да удал
Отец Кристофера был приходским священником и весьма образованным человеком, свою любовь к наукам он постарался передать сыну. Денег на образование мальчика не жалел, нанимая для него лучших преподавателей. Ребёнок не обладал крепким здоровьем, а его маленький рост стал предметом постоянных насмешек сверстников. Зато педагоги души не чаяли в юном Кристофере: не было ученика прилежнее и способнее, чем он.
Когда ребёнку исполнилось 9 лет, отец устроил его в престижную Вестминстерскую школу в Лондоне. И вновь смышлёный паренёк стал одним из лучших учеников, удивляя окружающих феноменальными лингвистическими способностями. Так, например, он быстро выучил латынь и писал отцу пространные письма на этом языке. А любовь к математике и другим точным наукам привил Кристоферу муж его сестры – математик Уильям Холдер.
В 1646 г. Рен покинул Вестминстерскую школу и занялся самообразованием. Он познакомился с известным врачом и физиологом Чарльзом Скарбургом, всерьёз увлёкся анатомией и медициной. Три года Кристофер посещал лекции Скарбурга и даже изготавливал для него картонные модели, наглядно демонстрирующие работу мышц. Некоторые биографы Рена полагают, что доктор лечил молодого человека от какой-то серьёзной болезни. Впрочем, это всего лишь гипотеза.
От Незримой коллегии к научному обществу
Получив степень магистра в 1653 г., Рен начал преподавать астрономию студентам в Оксфорде и с головой погрузился в научные исследования. Его интересы практически безграничны: молодой учёный изобретал инструменты для измерения величины углов, оптические и навигационные приборы, водоподъёмник, строительные механизмы и т.д. Кроме того, Рен стал активным участником Незримой коллегии - закрытого клуба выдающихся учёных и интеллектуалов, возглавляемого знаменитым Робертом Бойлем (одним из авторов закона Бойля – Мариотта). Вдохновлённые идеями английского философа Фрэнсиса Бэкона, впервые провозгласившего лозунг «Знание — сила», члены Незримой коллегии стремились постичь тайны мироздания эмпирическим путём, в том числе - с помощью экспериментальных исследований. Работа «группы Бойля», её достижения и связь с тайным обществом розенкрейцеров заслуживают отдельного рассказа, но мы упомянем лишь о медицинских экспериментах, в которых принимал участие Рен.
Судя по сохранившимся в архивах документам, некоторые опыты учёных значительно опережали своё время: описание удаления селезёнки у собаки, оставшейся после этого в живых; многочисленные эксперименты, направленные на развитие теории кровообращения Уильяма Гарвея. Но особое внимание современные исследователи уделяют внутривенным вливаниям, Рен проводил их с 1656 г. Напомним, что до изобретения шприца оставалось ещё два столетия, поэтому учёный использовал для своих опытов весьма затейливый инструмент: инъекционной иглой было заострённое птичье перо, препараты в вены животных (например, раствор опия) вводились с помощью рыбьего пузыря. Результаты исследований Рен опубликовал в 1665 г. в «Философских трудах Лондонского Королевского общества», став, таким образом, одним из «отцов-основателей» современной инфузионной терапии и… внутривенного наркоза.
Талант художника-иллюстратора Рен проявил, работая над рисунками к книге знаменитого врача, «первооткрывателя» сахарного диабета Томаса Уиллиса «Анатомия мозга» (полное название – «Cerebri anatome: cui accessit nervorum descriptio et usus»). Уиллис впервые подробно описал виллизиев круг - артериальный круг головного мозга.
Рен активно ратовал за расширение Незримой коллегии и создание открытого научного сообщества. Он регулярно выступал с докладами перед коллегами-учёными, инициировал научные дискуссии на разные темы. Неутомимый новатор добился своего: 28 ноября 1660 г., после одного из докладов Рена, учёные мужи объявили о создании Лондонского королевского общества по развитию знаний о природе (The Royal Society of London for the Improvement of Natural Knowledge). Его девиз «Nullius in verba» («Ничего со слов») означал: доказательством любого научного постулата должны считаться только эксперименты и расчёты, но не голословные «авторитетные мнения». Рен написал устав Общества, а с 1680 г. по 1682 г. исполнял обязанности его президента. Объединение учёных, созданное по инициативе Рена, существует и по сей день, являясь ведущим научным обществом Великобритании.
Творческая фантазия и точный расчёт
Рен преуспел во многих науках, но нашим современникам он известен, прежде всего, как архитектор. А ведь к архитектуре учёный обратился сравнительно поздно - на тридцать третьем году жизни. Как говорится, «не было бы счастья, да несчастье помогло»: грандиозный пожар, уничтоживший в 1666 г. почти половину Лондона, заставил короля Карла II создать комиссию по восстановлению города, и Рен принял в ней самое деятельное участие, представив монарху план перестройки центральных районов столицы.
В пламени погибло 85 городских церквей, и учёный с энтузиазмом принялся за их восстановление. Рен предложил свыше 50 проектов, большинство из них ему удалось воплотить в камне. Специалистов поражает удивительное сочетание творческой фантазии, изобретательности и точного расчёта Мастера. Почитатели его таланта утверждают: Рен построил для Британии «самый благородный храм» - собор Святого Павла, «самый роскошный госпиталь» - Гринвичский и «самый большой дворец» - герцога Мальборо в Лондоне.
Характер гениального зодчего был непростым: Рен никогда не «стелился» перед сильными мира сего и не терпел вмешательства дилетантов. Когда близилось к концу строительство собора Святого Павла, городские власти указали Мастеру на отсутствие колонн, поддерживающих грандиозный центральный свод храма. Рен представил свои расчёты и убеждал: они не нужны, обвала не произойдёт. Чиновники не поверили, и тогда раздосадованный Рен установил колонны… не достигающие свода. Стоят они и по сей день, как доказательство правоты архитектора.
За свою долгую жизнь Рен служил пяти английским монархам и отошёл от дел уже в весьма почтенном возрасте. Королева Анна даровала зодчему дом в Хэмптон Корте, где он и прожил свои последние годы. 90-летний Кристофер Рен мирно скончался во сне, оставшись в памяти потомков, как создатель национального стиля английской архитектуры – так называемого «реновского классицизма». О его научных трудах, в том числе, в области медицины, знают, к сожалению, гораздо меньше.
Дмитрий Казённов
Кристофер Рен родился в 1632 г., на излёте эпохи Возрождения, подарившей человечеству плеяду гениальных творцов - учёных, поэтов, художников, драматургов, философов. Они жаждали великих свершений, желали постичь все тайны природы, бросали вызов устоявшимся традициям и признанным авторитетам. Рен похож на своих знаменитых предшественников: он обладал пытливым умом, энциклопедическими знаниями, научные труды и смелые эксперименты учёного значительно опередили его время. И хотя Рен жил и творил гораздо позже таких титанов Ренессанса как Микеланджело, да Винчи или Коперник, его с полным правом можно назвать человеком эпохи Возрождения.
Мал, да удал
Отец Кристофера был приходским священником и весьма образованным человеком, свою любовь к наукам он постарался передать сыну. Денег на образование мальчика не жалел, нанимая для него лучших преподавателей. Ребёнок не обладал крепким здоровьем, а его маленький рост стал предметом постоянных насмешек сверстников. Зато педагоги души не чаяли в юном Кристофере: не было ученика прилежнее и способнее, чем он.
Когда ребёнку исполнилось 9 лет, отец устроил его в престижную Вестминстерскую школу в Лондоне. И вновь смышлёный паренёк стал одним из лучших учеников, удивляя окружающих феноменальными лингвистическими способностями. Так, например, он быстро выучил латынь и писал отцу пространные письма на этом языке. А любовь к математике и другим точным наукам привил Кристоферу муж его сестры – математик Уильям Холдер.
В 1646 г. Рен покинул Вестминстерскую школу и занялся самообразованием. Он познакомился с известным врачом и физиологом Чарльзом Скарбургом, всерьёз увлёкся анатомией и медициной. Три года Кристофер посещал лекции Скарбурга и даже изготавливал для него картонные модели, наглядно демонстрирующие работу мышц. Некоторые биографы Рена полагают, что доктор лечил молодого человека от какой-то серьёзной болезни. Впрочем, это всего лишь гипотеза.
От Незримой коллегии к научному обществу
Получив степень магистра в 1653 г., Рен начал преподавать астрономию студентам в Оксфорде и с головой погрузился в научные исследования. Его интересы практически безграничны: молодой учёный изобретал инструменты для измерения величины углов, оптические и навигационные приборы, водоподъёмник, строительные механизмы и т.д. Кроме того, Рен стал активным участником Незримой коллегии - закрытого клуба выдающихся учёных и интеллектуалов, возглавляемого знаменитым Робертом Бойлем (одним из авторов закона Бойля – Мариотта). Вдохновлённые идеями английского философа Фрэнсиса Бэкона, впервые провозгласившего лозунг «Знание — сила», члены Незримой коллегии стремились постичь тайны мироздания эмпирическим путём, в том числе - с помощью экспериментальных исследований. Работа «группы Бойля», её достижения и связь с тайным обществом розенкрейцеров заслуживают отдельного рассказа, но мы упомянем лишь о медицинских экспериментах, в которых принимал участие Рен.
Судя по сохранившимся в архивах документам, некоторые опыты учёных значительно опережали своё время: описание удаления селезёнки у собаки, оставшейся после этого в живых; многочисленные эксперименты, направленные на развитие теории кровообращения Уильяма Гарвея. Но особое внимание современные исследователи уделяют внутривенным вливаниям, Рен проводил их с 1656 г. Напомним, что до изобретения шприца оставалось ещё два столетия, поэтому учёный использовал для своих опытов весьма затейливый инструмент: инъекционной иглой было заострённое птичье перо, препараты в вены животных (например, раствор опия) вводились с помощью рыбьего пузыря. Результаты исследований Рен опубликовал в 1665 г. в «Философских трудах Лондонского Королевского общества», став, таким образом, одним из «отцов-основателей» современной инфузионной терапии и… внутривенного наркоза.
Талант художника-иллюстратора Рен проявил, работая над рисунками к книге знаменитого врача, «первооткрывателя» сахарного диабета Томаса Уиллиса «Анатомия мозга» (полное название – «Cerebri anatome: cui accessit nervorum descriptio et usus»). Уиллис впервые подробно описал виллизиев круг - артериальный круг головного мозга.
Рен активно ратовал за расширение Незримой коллегии и создание открытого научного сообщества. Он регулярно выступал с докладами перед коллегами-учёными, инициировал научные дискуссии на разные темы. Неутомимый новатор добился своего: 28 ноября 1660 г., после одного из докладов Рена, учёные мужи объявили о создании Лондонского королевского общества по развитию знаний о природе (The Royal Society of London for the Improvement of Natural Knowledge). Его девиз «Nullius in verba» («Ничего со слов») означал: доказательством любого научного постулата должны считаться только эксперименты и расчёты, но не голословные «авторитетные мнения». Рен написал устав Общества, а с 1680 г. по 1682 г. исполнял обязанности его президента. Объединение учёных, созданное по инициативе Рена, существует и по сей день, являясь ведущим научным обществом Великобритании.
Творческая фантазия и точный расчёт
Рен преуспел во многих науках, но нашим современникам он известен, прежде всего, как архитектор. А ведь к архитектуре учёный обратился сравнительно поздно - на тридцать третьем году жизни. Как говорится, «не было бы счастья, да несчастье помогло»: грандиозный пожар, уничтоживший в 1666 г. почти половину Лондона, заставил короля Карла II создать комиссию по восстановлению города, и Рен принял в ней самое деятельное участие, представив монарху план перестройки центральных районов столицы.
В пламени погибло 85 городских церквей, и учёный с энтузиазмом принялся за их восстановление. Рен предложил свыше 50 проектов, большинство из них ему удалось воплотить в камне. Специалистов поражает удивительное сочетание творческой фантазии, изобретательности и точного расчёта Мастера. Почитатели его таланта утверждают: Рен построил для Британии «самый благородный храм» - собор Святого Павла, «самый роскошный госпиталь» - Гринвичский и «самый большой дворец» - герцога Мальборо в Лондоне.
Характер гениального зодчего был непростым: Рен никогда не «стелился» перед сильными мира сего и не терпел вмешательства дилетантов. Когда близилось к концу строительство собора Святого Павла, городские власти указали Мастеру на отсутствие колонн, поддерживающих грандиозный центральный свод храма. Рен представил свои расчёты и убеждал: они не нужны, обвала не произойдёт. Чиновники не поверили, и тогда раздосадованный Рен установил колонны… не достигающие свода. Стоят они и по сей день, как доказательство правоты архитектора.
За свою долгую жизнь Рен служил пяти английским монархам и отошёл от дел уже в весьма почтенном возрасте. Королева Анна даровала зодчему дом в Хэмптон Корте, где он и прожил свои последние годы. 90-летний Кристофер Рен мирно скончался во сне, оставшись в памяти потомков, как создатель национального стиля английской архитектуры – так называемого «реновского классицизма». О его научных трудах, в том числе, в области медицины, знают, к сожалению, гораздо меньше.
Дмитрий Казённов