Ещё с советских времён у нас прочно укоренился стереотип: врачи в медицине - главные, а медицинские сёстры, подобно секретаршам, лишь выполняют их указания. В мире ситуация обратная: командует парадом именно медицинская сестра, которая для отдельных нужд вызывает доктора. Но времена изменились и у нас: сегодня медицинская сестра не просто ассистент, а хорошо подготовленный специалист, принимающий самостоятельное участие в оказании помощи пациентам. Она должна умело выполнять лечебные процедуры, ставить предварительный (сестринский) диагноз, отслеживать состояние пациента и оперативно реагировать на его ухудшение. А ещё, подобно психологу, успокаивать и ободрять тех, кто страдает от боли и беспомощности.
О роли медицинской сестры в современной медицине, её профессиональной подготовке и личных качествах мы говорим с А.В. Гажевой, кандидатом медицинских наук, выпускницей факультета высшего сестринского образования Первого московского государственного медицинского университета (Сеченовский университет), ученым секретарем ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, Генеральным директором НП «Ассоциация специалистов с высшим сестринским образованием».
- Анастасия Викторовна, в наши дни медицинские сёстры по-прежнему находятся в «тени» врачей?
- К сожалению, да. С одной стороны, именно врач принимает главные решения, несёт ответственность за жизнь и здоровье пациента. С другой - сам вопрос, кто важнее, медицинская сестра или врач - некорректен. Важны все: и медицинские сёстры, и санитарки, и врачи. Они работают в одной команде и делают общее дело. А обсуждать, что важнее - проведённая операция или послеоперационный уход - сегодня уже неактуально. Ещё полтораста лет назад, во время Крымской войны, смертность раненых солдат в британских госпиталях, благодаря заботам медицинской сестры Флоренс Найтингейл и её помощниц, удалось снизить с 50 до 2%. И в XIX столетии, и в наши дни работа врача и медицинской сестры – комплементарные услуги для пациента: они дополняют друг друга.
- Какими качествами, навыками и знаниями должны обладать девушки, выбравшие профессию медицинской сестры? Для большинства из них это лишь шаг в дальнейшей карьере или работа всей жизни?
- Если говорить о личных качествах, это доброжелательность, сочувствие, сопереживание, стремление помогать людям, честность, порядочность. Но мало быть просто хорошим человеком: медицинские сёстры должны обладать стрессоустойчивостью, умением быстро концентрироваться и оперативно принимать ответственные решения в сложной ситуации, помня о том, что от их выбора может зависеть здоровье и даже жизнь человека.
Учиться девушкам предстоит многому: необходимо освоить теорию сестринского дела и практические навыки выполнения лечебно-диагностических процедур, знать основы общей и медицинской психологии, профессионального общения, конфликтологии, менеджмента, педагогики, права, экономики… И это ещё не всё, перечень можно продолжить в зависимости от сферы деятельности медицинской сестры.
Профессия очень непростая, поэтому сложно сказать, для кого она станет делом всей жизни, а для кого – эпизодом биографии. Да и как предугадать, что произойдёт через год или десятилетие? Одних обстоятельства вынуждают оставить любимую работу, а другие эмоционально «выгорают», но никуда не уходят, поскольку боятся перемен. Поэтому очень важно, чтобы девушки объективно оценивали свои силы с самого первого знакомства с профессией.
- А как они объясняют желание стать медицинскими сёстрами? И не отказываются ли в процессе обучения от профессии, испугавшись трудностей?
- Мотивы самые разные: желание помогать людям, советы родственников… Для кого-то профессия медицинской сестры – лишь ступенька карьерной лестницы, возможность получить в будущем ту или иную врачебную специальность. Есть и те, кто считает эту работу полезной для собственной семьи: ухаживать на профессиональном уровне за больным или престарелым родственником.
О трудностях абитуриенты и студенты знают лишь понаслышке, по-настоящему они сталкиваются с ними после трудоустройства. Поэтому во время обучения по собственному желанию уходят немногие, а уж потом… Одни остаются, другие – нет, мотивируя отказ от профессии семейными обстоятельствами, состоянием здоровья, низкой зарплатой, постоянными стрессами. Что поделать – такая работа.
- В каких учебных заведениях проходит подготовка медицинских сестёр? Сколько длится обучение, и проходят ли соискательницы предварительное психологическое тестирование, либо собеседование на профпригодность?
- Медицинских сестёр обучают в средних (колледж или училище) и высших (институт, университет, академия) учебных заведениях. Сроки обучения сегодня определены Федеральными государственными образовательными стандартами. На базе среднего общего образования длительность обучения в очной форме составляет 2 года 10 месяцев (по программе среднего профессионального образования базовой подготовки) и 4 года (по программе высшего образования – бакалавриат). Обязательного тестирования или собеседования не предусмотрено.
На мой взгляд, в тестировании нет особого смысла, поскольку к профессии медицинской сестры нет существенных «противопоказаний». К тому же, для объективной оценки качеств абитуриента нужны специальные методики, а затем - профессиональная интерпретация результатов.
- Есть ли принципиальные отличия в обучении, работе и круге обязанностей медицинских сестёр в России и за рубежом?
- Всемирная организация здравоохранения определяет 4 роли медицинской сестры: руководитель, член команды, преподаватель, научный работник. И если в западных странах медицинские сёстры активно играют все эти роли, выполняя соответствующие функции, то в России ситуация иная: круг обязанностей, в основном, ограничивается оказанием сестринской помощи.
Есть, конечно, и у нас группа медицинских сестёр-руководителей: старшие, главные, заместители главного врача по работе с сестринским персоналом, директора хосписов и т.д. Однако отдельной должности, связанной с обучением пациентов и сестринского персонала, нет; лишь в некоторых медицинских организациях созданы учебно-методические кабинеты. Теоретическими и практическими изысканиями занимаются выпускники программ бакалавриата и магистратуры, соискатели на степени кандидатов и докторов наук. Лишь несколько лет назад в нашей стране журнал «Медицинская сестра» впервые вошёл в перечень рецензируемых научных изданий ВАК.
- В наши дни медицинские технологии стремительно совершенствуются. Вносятся ли соответствующие коррективы в методики подготовки медсестёр?
- Всё больше учебного времени уделяется практическим занятиям в медицинских организациях, центрах и симуляционных классах. К слову, таких классов становится всё больше, они оснащены современным, качественным оборудованием. Преподаватели активно используют дистанционное обучение, причём среди педагогов становится всё больше медицинских сестёр.
- Ни для кого не секрет, что в наше время профессия медицинской сестры, мягко говоря, не очень популярна среди молодёжи. Что, на Ваш взгляд, нужно сделать для повышения её значимости в глазах молодых людей?
- Когда в США заметили снижение интереса учеников к точным наукам, на телеэкранах появился сериал «Числа», в котором рассказывалось об удивительных свойствах чисел и возможностях их применения. После этого интерес американских школьников к математике заметно вырос. Быть может, в нашей стране стоит снять сериал о медицинских сёстрах?
Ну, а если серьезно, главная роль в решении этой проблемы должна принадлежать профессиональным сестринским ассоциациям. Как показывает мировая практика, именно ассоциации, советы и союзы медицинских сестёр вносят решающий вклад в популяризацию профессии, регламентацию профессиональной деятельности, повышение образовательного уровня специалистов, решение социальных вопросов и многое другое. Этот опыт стоит перенять и нам. И тогда, как говорится, «будет и на нашей улице праздник».
Беседу вёл Дмитрий Казённов
О роли медицинской сестры в современной медицине, её профессиональной подготовке и личных качествах мы говорим с А.В. Гажевой, кандидатом медицинских наук, выпускницей факультета высшего сестринского образования Первого московского государственного медицинского университета (Сеченовский университет), ученым секретарем ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, Генеральным директором НП «Ассоциация специалистов с высшим сестринским образованием».
- Анастасия Викторовна, в наши дни медицинские сёстры по-прежнему находятся в «тени» врачей?
- К сожалению, да. С одной стороны, именно врач принимает главные решения, несёт ответственность за жизнь и здоровье пациента. С другой - сам вопрос, кто важнее, медицинская сестра или врач - некорректен. Важны все: и медицинские сёстры, и санитарки, и врачи. Они работают в одной команде и делают общее дело. А обсуждать, что важнее - проведённая операция или послеоперационный уход - сегодня уже неактуально. Ещё полтораста лет назад, во время Крымской войны, смертность раненых солдат в британских госпиталях, благодаря заботам медицинской сестры Флоренс Найтингейл и её помощниц, удалось снизить с 50 до 2%. И в XIX столетии, и в наши дни работа врача и медицинской сестры – комплементарные услуги для пациента: они дополняют друг друга.
- Какими качествами, навыками и знаниями должны обладать девушки, выбравшие профессию медицинской сестры? Для большинства из них это лишь шаг в дальнейшей карьере или работа всей жизни?
- Если говорить о личных качествах, это доброжелательность, сочувствие, сопереживание, стремление помогать людям, честность, порядочность. Но мало быть просто хорошим человеком: медицинские сёстры должны обладать стрессоустойчивостью, умением быстро концентрироваться и оперативно принимать ответственные решения в сложной ситуации, помня о том, что от их выбора может зависеть здоровье и даже жизнь человека.
Учиться девушкам предстоит многому: необходимо освоить теорию сестринского дела и практические навыки выполнения лечебно-диагностических процедур, знать основы общей и медицинской психологии, профессионального общения, конфликтологии, менеджмента, педагогики, права, экономики… И это ещё не всё, перечень можно продолжить в зависимости от сферы деятельности медицинской сестры.
Профессия очень непростая, поэтому сложно сказать, для кого она станет делом всей жизни, а для кого – эпизодом биографии. Да и как предугадать, что произойдёт через год или десятилетие? Одних обстоятельства вынуждают оставить любимую работу, а другие эмоционально «выгорают», но никуда не уходят, поскольку боятся перемен. Поэтому очень важно, чтобы девушки объективно оценивали свои силы с самого первого знакомства с профессией.
- А как они объясняют желание стать медицинскими сёстрами? И не отказываются ли в процессе обучения от профессии, испугавшись трудностей?
- Мотивы самые разные: желание помогать людям, советы родственников… Для кого-то профессия медицинской сестры – лишь ступенька карьерной лестницы, возможность получить в будущем ту или иную врачебную специальность. Есть и те, кто считает эту работу полезной для собственной семьи: ухаживать на профессиональном уровне за больным или престарелым родственником.
О трудностях абитуриенты и студенты знают лишь понаслышке, по-настоящему они сталкиваются с ними после трудоустройства. Поэтому во время обучения по собственному желанию уходят немногие, а уж потом… Одни остаются, другие – нет, мотивируя отказ от профессии семейными обстоятельствами, состоянием здоровья, низкой зарплатой, постоянными стрессами. Что поделать – такая работа.
- В каких учебных заведениях проходит подготовка медицинских сестёр? Сколько длится обучение, и проходят ли соискательницы предварительное психологическое тестирование, либо собеседование на профпригодность?
- Медицинских сестёр обучают в средних (колледж или училище) и высших (институт, университет, академия) учебных заведениях. Сроки обучения сегодня определены Федеральными государственными образовательными стандартами. На базе среднего общего образования длительность обучения в очной форме составляет 2 года 10 месяцев (по программе среднего профессионального образования базовой подготовки) и 4 года (по программе высшего образования – бакалавриат). Обязательного тестирования или собеседования не предусмотрено.
На мой взгляд, в тестировании нет особого смысла, поскольку к профессии медицинской сестры нет существенных «противопоказаний». К тому же, для объективной оценки качеств абитуриента нужны специальные методики, а затем - профессиональная интерпретация результатов.
- Есть ли принципиальные отличия в обучении, работе и круге обязанностей медицинских сестёр в России и за рубежом?
- Всемирная организация здравоохранения определяет 4 роли медицинской сестры: руководитель, член команды, преподаватель, научный работник. И если в западных странах медицинские сёстры активно играют все эти роли, выполняя соответствующие функции, то в России ситуация иная: круг обязанностей, в основном, ограничивается оказанием сестринской помощи.
Есть, конечно, и у нас группа медицинских сестёр-руководителей: старшие, главные, заместители главного врача по работе с сестринским персоналом, директора хосписов и т.д. Однако отдельной должности, связанной с обучением пациентов и сестринского персонала, нет; лишь в некоторых медицинских организациях созданы учебно-методические кабинеты. Теоретическими и практическими изысканиями занимаются выпускники программ бакалавриата и магистратуры, соискатели на степени кандидатов и докторов наук. Лишь несколько лет назад в нашей стране журнал «Медицинская сестра» впервые вошёл в перечень рецензируемых научных изданий ВАК.
- В наши дни медицинские технологии стремительно совершенствуются. Вносятся ли соответствующие коррективы в методики подготовки медсестёр?
- Всё больше учебного времени уделяется практическим занятиям в медицинских организациях, центрах и симуляционных классах. К слову, таких классов становится всё больше, они оснащены современным, качественным оборудованием. Преподаватели активно используют дистанционное обучение, причём среди педагогов становится всё больше медицинских сестёр.
- Ни для кого не секрет, что в наше время профессия медицинской сестры, мягко говоря, не очень популярна среди молодёжи. Что, на Ваш взгляд, нужно сделать для повышения её значимости в глазах молодых людей?
- Когда в США заметили снижение интереса учеников к точным наукам, на телеэкранах появился сериал «Числа», в котором рассказывалось об удивительных свойствах чисел и возможностях их применения. После этого интерес американских школьников к математике заметно вырос. Быть может, в нашей стране стоит снять сериал о медицинских сёстрах?
Ну, а если серьезно, главная роль в решении этой проблемы должна принадлежать профессиональным сестринским ассоциациям. Как показывает мировая практика, именно ассоциации, советы и союзы медицинских сестёр вносят решающий вклад в популяризацию профессии, регламентацию профессиональной деятельности, повышение образовательного уровня специалистов, решение социальных вопросов и многое другое. Этот опыт стоит перенять и нам. И тогда, как говорится, «будет и на нашей улице праздник».
Беседу вёл Дмитрий Казённов