М.Г. Малаев
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2014 г. № 2782-р с 01.03.2015 г. утвержден новый перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (перечень ЖНВЛП). В срок до 27 февраля 2015 г. Минздраву России необходимо осуществить государственную регистрацию предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в данный перечень.
В новый перечень ЖНВЛП входят 623 наименования, в том числе:
— 469 международных наименований, т.е. уникальных наименований действующего вещества лекарственного средства, рекомендованных Всемирной организацией здравоохранения (МНН);
— 144 группировочных названий, действующих на территории РФ;
— 1 название химической формулы;
— 1 описание химического состава;
— 2 описательных названия (рекомбинантный белок, содержащий аминокислотную последовательность стафилокиназы, растворы для перитонеального диализа);
— 6 торговых названий, 2 из которых имеют защищенное патентом торговое название в качестве объекта интеллектуальной собственности, принадлежащее производителю продукции (Кагоцел® и Церебролизин®).
В сравнении с ранее существовавшим перечнем:
— исключено 5 названий;
— включено 50 новых названий;
— осталось без изменений 573 названия.
При проведении сравнения лекарственных средств, входящих в новый перечень ЖНВЛП, с перечнем лекарственных средств, включенных в стандарты медицинской помощи, получено следующее:
— совпадает 543 названия;
— входят в перечень ЖНВЛП, но отсутствуют в стандартах медицинской помощи 78 названий;
— входят в стандарты медицинской помощи, но отсутствуют в перечне ЖНВЛП — 605 названий.
В опубликованном на сайте Правительства РФ перечне ЖНВЛП имеется большое количество ошибок, в том числе грамматических и орфографических. Наибольшую неприятность для исполнителей представляют ошибки, обусловленные использованием названий, не соответствующих зарегистрированным названиям, указанным в Государственном реестре лекарственных средств. Перечень содержит также названия групп, включающих большой и не вполне определенный перечень лекарственных средств (например, «декстран», «растворы для перитонеального диализа», «вакцины в соответствии с национальным календарем профилактических прививок» и т.д.).
В 18 случаях отсутствуют данные о лекарственной форме. В то же время имеется доведенная до крайней степени тщательность указания формы выпуска продукции. Всего в перечне указано 215 форм выпуска продукции. Например, указан 31 вариант написания формы выпуска продукции в виде таблеток, а также 43 варианта выпуска продукции в форме раствора. Наряду с формой выпуска «раствор для приема внутрь (в масле)» имеется и «раствор для приема внутрь (масляный)», а также наряду с формой выпуска «раствор для внутримышечного введения (масляный)» имеется «раствор для внутримышечного введения масляный». Имеются как «таблетки с контролируемым высвобождением покрытые оболочкой», так и «таблетки с контролируемым высвобождением, покрытые оболочкой».
Из 623 включенных в перечень ЖНВЛП наименований 12 наименований лекарственных средств за последние 3 года не приобретались муниципальными учреждениями здравоохранения Московской области. Не зарегистрировано приобретение в 1-м квартале 2014 года этих лекарственных средств и 388 медицинскими организациями муниципальной или областной формы собственности, в которых в стационарных условиях оказывалась медицинская помощь гражданам на территории. Центрального федерального округа.
Таким образом, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.12.2014 г. № 2782-р перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов повторяет все дефекты, имевшиеся в предыдущих перечнях, а именно:
1. Утверждается не перечень лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных («жизненно необходимых и важнейших»), а обычный перечень, подпадающей под ценовую регуляцию продукции с использованием кодов анатомо-терапевтической и химической классификационной системы (АТХ), принятой ВОЗ в качестве основы международной методологии для проведения статистических исследований в области потребления лекарственных средств.
2. Утвержденный ассортимент лекарственных средств в 78 случаях (12,5%) не соответствует ассортименту лекарственных средств, включенному в стандарты медицинской помощи, что делает невозможным плановое приобретение этих лекарственных средств в соответствии с п. 5 ст. 37 323-ФЗ.
3. Излишняя детализация форм выпускаемой продукции, как и наличие многочисленных ошибок, будет препятствовать регистрации производителями предельных отпускных цен и ограничивать конкуренцию.
4. Включение в перечень ЖНВЛП названий товарных групп, включающих не вполне определенный перечень продукции, является коррупциогенным фактором, т.к. устанавливает для участников фармацевтического рынка необоснованно широкие пределы усмотрения.
5. Увеличение ассортимента на 50 позиций за счет лекарственных средств, предназначенных преимущественно для оказания медицинской помощи больным с редко встречающимися заболеваниями, будет способствовать прогрессивному росту бюджетных расходов при отсутствии ощутимого социального эффекта.
Опубликовано в Вестнике МГНОТ №10 (149) Ноябрь 2014